Posted 5 марта 2015,, 10:52

Published 5 марта 2015,, 10:52

Modified 14 декабря 2023,, 16:01

Updated 14 декабря 2023,, 16:01

Евгений Маргулис: Борислав единственный из моих друзей, кто приходит на пирушки с виолончелью

5 марта 2015, 10:52
4 марта IV Международный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья» подарил горожанам концерт легендарного блюзмена Евгения Маргулиса.

Первая часть концерта была посвящена пушкинской новелле «Моцарт и Сальери», в который сыграли известный российский актёр Николай Чиндяйкин и композитор Сергей Дрезнин.

«Сейчас давайте перенесёмся в Новый Орлеан, уехали из Вены, забыли Моцарта, трагедия закончилась», – подытожил Борислав Струлёв. И новый белгородский джазовый коллектив Jazz Guardians из четырёх тромбонистов представил гостям своё первое попурри из известных джазовых композиций.

Все помнят виртуозного тромбониста Элиаса Файнгерша, который поразил зрителей прошлого фестиваля своей экспрессивной игрой. Дебют нового белгородского квартета напоминает яркое выступление известного импровизатора.

«Коллектив навеян фестивалем. Сын Натальи Боровик Константин придумал название группе Jazz Guardians, – рассказал художественный и музыкальный руководитель фестиваля BelgorodMusicFest Борислав Струлёв. – Они призваны охранять джазовые каноны».

Из Нового Орлеана публика перенеслась в Чикаго. На сцене появился легендарный блюзмен Евгений Маргулис вместе со своим другом, гитаристом Михаилом Клягиным и виолончелист Борислав Струлёв. Свой концерт музыканты начали с заводной детской песни со взрослым смыслом «Бумажные солдаты».

«С Бориславом нас связывает большая развесёлая дружба. Он единственный из моих друзей, кто приходит на пирушки с виолончелью, – рассказал Евгений Маргулис. – И, естественно, когда градус достигает своего дна, он берётся за виолончель, я берусь за гитару... А сегодня такая прекрасная публика, и мы будем играть немного покультурнее и потрезвее». И зазвучала лёгкая лиричная песня «Не плачь обо мне».

Не мог музыкант забыть и о главном женском празднике 8 Марта. В преддверии этого дня Евгений Маргулис поделился с залом историей создания песни «Блюз для Анны». «Я хотел посвятить песню своей жене. Написал музыку, а слова что-то стало писать ужасно лень. Не потому, что жена, а потому что нет таких слов, которыми можно высказать отношение к человеку, с которым ты живёшь долго и который является твоим ангелом- хранителем. И получилась инструментальная музыка. Эти два перца её сыграют, а я хоть послушаю со стороны», – смеётся блюзмен.

Наблюдая со стороны за игрой Борислава Струлёва и Михаила Клягина, автор песни то и дело притопывал в такт и тихим голосом замечал: «А ничего получилось».

В этот вечер Евгений Маргулис поведал много личных историй из жизни. Одна из них – о бабушке. «Я всю жизнь пишу песни либо о ком, либо о чём. Про девчонок, про алкоголь. Мне первый раз в жизни захотелось написать песню про себя. И хочу её посвятить всем хорошим людям, а конкретно моей бабушке любимой, – начал музыкант. – Моя бабушка – редкий человек, который безумно ненавидел музыку. Скрипку, на которой я пытался в детстве играть, она выбросила в окно. Ведь что такое музыкант в то время? Это самое мерзкое существо, которое есть на белом свете, потому что пьяница и прочее. И сказала она мне однажды гениальную фразу: «Музыкантом ты станешь когда-нибудь потом, а лучше стань врачом. Это самая востребованная профессия в тюрьме, потому что тебя точно посадят».

Ближе к середине второго отделения зазвучали «девичьи песни»: «Мэри», «Трава». Абсолютно «лайтовые», они воспринимались залом на ура.

«Сейчас мы сыграем чужую песню. Она страшно идиотская. Нет ни одного человека, знающего английский язык, который понял бы, о чём она, – рассказал Маргулис. – Я буду подсматривать, потому что выучить её я не могу уже лет восемь. Я не понимаю, о чём она, но песня весьма забавная. Она называется mink schmink. Если переводить, то это примерно как «кофты-мофты, туфли-муфли».

Следующую песню «Просто мне сегодня хорошо» Евгений Маргулис посвятил своим кумирам: Рэю Чарльзу, Роберту Джонсону и Джими Хендриксу.

Сразу после заиграла «Шанхай-блюз». «Многие меня обвиняют в любви к китайцам, которой, конечно же, нет. Эта песня посвящена такому местечку в Москве, которое называлось Коптево, где проживала моя бабушка, и меня за плохое поведение туда ссылали родители. Место это в народе называли «Шанхай».

Евгений Маргулис уже давно перестал выступать в больших концертных залах и сменил филармонии на уютные маленьких площадки. «Кто-то мне сказал, что вы провинция: ни фига вы не провинция! Прям богема-богема! – делая акцент на фрикативном «г», сказал блюзмен. – А когда мы играем в местах попроще, где публика попроще, то я пытаюсь петь с залом. Вот почему я поменял формат того грохочущего рок-н-ролла, из которого я выполз? Когда ты играешь в большом зале, лиц нет, всё превращается в одно такое бело-красно-чёрное пятно. А тут, кстати, видно каждого из вас, кто как себя ведёт. Мы всё сечём, вследствие чего я хочу заставить вас петь. Я понимаю, что тут, наверное, находятся большие начальники, которых некоторые из вас будут стесняться. Плюньте на это! Расслабьтесь, всё-таки блюз!»

И действительно зрители откинулись в кресла, расстегнули пуговицы на пиджаках и, забыв о стеснении, стали подпевать музыканту. Борислав Струлёв не стал исключением: он вышел в зал и вместе со слушателями пел ту самую песню о друге, который лучше всех играет блюз.

Конечно, публике не хотелось прерывать такой душевный вечер, поэтому музыканта долго держали на сцене рукоплескания зала. И он остался. Финальным аккордом стала песня «Я рядом».

Виталина Скрипина

Фото автора

"