Posted 22 декабря 2014,, 08:47

Published 22 декабря 2014,, 08:47

Modified 29 июля 2022,, 13:16

Updated 29 июля 2022,, 13:16

Александр Годин: В массовые школы за 10 лет у нас ушли 27 слабослышащих детей

22 декабря 2014, 08:47
О том, как готовят слабослышащих детей ко взрослой жизни в современном обществе, корреспонденту «Бел.Ру» рассказал директор школы-интерната № 23 Александр Годин.

– Как Вы считаете, дети с различными особенностями могут учиться в обычных школах?

– Мы не держим в стенах школы наших учеников. В массовые школы за 10 лет у нас ушли 27 человек. Получив словарный запас, научившись говорить и преодолевать себя, поработав над слухом, дети ушли в обычные школы. И никто из них назад не вернулся. Как бы ни было там тяжело, они все ушли в мир слышащих.

– Что изменилось за десять лет?

– Раньше наши дети пользовались наушниками, как в лингофонных кабинетах, и аппаратами российского производства, не было серьёзной аппаратуры зарубежных фирм. Десять лет назад область вошла в программу, по которой у каждого слабослышащего ребёнка должен был появиться один слуховой аппарат, а затем аппараты на два уха. Тогда наш ученик Юра Савченко получил первый аппарат. Все ждали ответной речи, а он произнёс: «Воробей? Чирик-чирик – это ж воробей?». Мы не могли понять, причём тут воробей… Оказалось, ребёнок впервые услышал чириканье птицы, которая сидела на проводах. И с тех времён пошла хорошая волна, когда наши ребята получают навыки и уходят в другие школы.

– В этом году у Вас появился первый класс для детей с диагнозом «аутизм». Как проходит работа с этими детьми?

– У нас в школе – пять таких детей и тьютеры – специальные учителя, которые с ними занимаются. Наша задача одна, как и для остальных детей: подготовить их в массовую школу. Целый год мы смотрим, могут ли они адаптироваться, насколько могут себя раскрыть. И этому способствует не только учебный процесс, но и медицинская, психологическая помощь. Пока каждый из них занимается индивидуально, а в новом году они пойдут по классам, чтобы научиться контактировать с другими детьми. К маю будут видны результаты. Посмотрим, насколько ребёнок адаптировался, перестал воспринимать общение, как что-то взрывное для себя и опасное. А затем родители смогут забрать ребёнка в любую массовую школу.

– В чём особенность подготовки таких детей к учёбе в обычной школе?

– У нас было двое таких учеников. В массовой школе, где по 25-30 человек в классе, они учиться не смогли бы. Дети вызывают хохот, закрываются, прячутся под стол, могут даже в шкаф залезть. Но этими детьми мы гордимся. Володю Бузина я заметил в пятом классе, поговорили с мамой и решили загрузить его математикой, к этому у него была склонность. Сейчас он заочно учится в специализированном математическом классе. А девочка Оля поступила в педагогическое училище. Вот вам и аутисты, а так бы им была закрыта дорога. Раньше их признавали умственно отсталыми и отправляли на домашнее обучение.

– К каждому ребёнку Вы находите индивидуальный подход?

– У нас в школе всего 224 человека. Всех я знаю, все меня знают. Все на виду, и они стремятся показать, проявить себя. У нас хорошая изо-студия, спортивный клуб и много интересных кружков. Дети должны попробовать себя во всём и во всём немножечко разбираться. А своё направление выберут потом, так должно быть. И весь коллектив понимает, над чем мы должны работать. Даже в столовой идёт процесс воспитания: детей учат вести себя в общественном месте, что тоже очень важно.

Виталина Скрипина

"