Posted 17 октября 2014,, 11:55

Published 17 октября 2014,, 11:55

Modified 14 декабря 2023,, 15:58

Updated 14 декабря 2023,, 15:58

Илья Макаренко: По отпечатку пальца на чашке мы раскрыли изнасилование 2002 года

17 октября 2014, 11:55
Руководитель отдела криминалистики следственного управления следственного комитета России по Белгородской области Илья Макаренко накануне своего профессионального праздника, который отмечается 19 октября, рассказал корреспонденту ИА «Бел.Ру» о преступлениях, их раскрытии, интересных случаях в работе и новых устройствах для поиска улик.

– Илья Владимирович, расскажите немного о криминалистике. Какова её роль в раскрытии преступлений?

– Служба криминалистики в органах прокуратуры создана 19 октября 1954 года. Тогда в каждой областной прокуратуре ввели должности прокуроров-криминалистов. В 2007 году образовался следственный комитет, а в 2008 году ввели понятие следователь-криминалист. Служба призвана оказывать практическую и методическуюпомощь следователям в раскрытии и расследовании преступлений. Криминалист обладает более расширенным кругом знаний об особенностях тактики и методики производства отдельных видов следственных действий, возможностях производства судебных экспертиз и взаимодействии с экспертными учреждениями и оперативниками.

– Как именно криминалист участвует в расследовании?

– Поступает сообщение о преступлении, выезжаем со следователем и работаем на месте преступления. Криминалист пытается найти следы рук, пота, крови, слюны, микроволокна с одежды, волосы и многое другое. Участвуем в осмотре места происшествия, допросах, обысках, назначении экспертиз. Одним словом, помогаем следователю. Ведь мелочей в нашем деле не бывает. Мы работаем по любой категории уголовных дел. Основные – это особо тяжкие преступления: убийства, причинения тяжкого вреда здоровью, повлёкшие смерть, изнасилования. Следователи-криминалисты принимали участие в работе по раскрытию всех преступлений, вызвавших общественный резонанс, освещённых в СМИ.

– Какую криминалистическую технику вы используете в работе?

– Помимо традиционных фотоаппарата, видеокамеры, металлоискателя, биноклей, рулетки, рации, у нас есть новшества, которые особенно актуальны сейчас, в том числе комплекс по сбору и анализу цифровых данных на электронных носителях информации. У каждого сейчас есть мобильный телефон или смартфон. С телефона, других устройств со съёмными или встроенными картами памяти можно с помощью комплекса извлечь программную, системную информацию, фотографии, видео, причём даже удалённые данные. Был случай, когда потерпевшая указала, что во время изнасилования преступник снимал фото. Мы изъяли телефон. На нём не было ничего, но с помощью комплекса всё восстановили, нашли фото и соответственно доказательство вины. В комплексе также есть специальный мешочек, в который можно поместить телефон, и он перестанет работать. При этом невозможно будет удалённо стирать информацию. Такая высокотехнологичная криминалистическая техника есть только у криминалистов. Мы пользуемся всеми современными достижениями науки и техники, например «источник экспертного света», при помощи которого обнаруживаем следы биологического происхождения и цианокрилатовую камеру для выявления следов пальцев рук практически на любых предметах.

– Кто может стать следователем-криминалистом?

– Обязательно нужен опыт работы следователем, навыки владения криминалистической техникой. Служба криминалистики изначально создавалась из наиболее опытных следователей. То есть выпускник юрфака у нас работать не сможет. То, что даётся в вузе, далеко не всегда можно реализовать на практике с первой минуты. Сейчас отдел криминалистики состоит из руководителя, его заместителя, старшего следователя-криминалиста и двух экспертов.

– А часто ли в работе Вы полагаетесь на интуицию?

– Любая интуиция – тот же опыт, полученный за годы работы, плюс жизненный опыт. Интуиция – дело хорошее, но вообще мы работаем с фактами.

– Можете вспомнить самые сложные случаи преступлений?

– Одним из последних стал случай исчезновения женщины из посёлка Майский Белгородского района с автомобилем, который она выиграла по акции. Следы привели в Волгодонск Ростовской области. Выезжали туда совместно с белгородскими полицейскими. Нашли автомобиль без номеров, задержали подозреваемого. В результате проведения комплекса следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий он признался в совершении убийства белгородки на территории Краснодарского края. Мы выехали на место, указанное подозреваемым, и обнаружили скелетированный труп. В настоящее время для установления личности производится генетическая экспертиза. Работа осложнялась удалённостью регионов, но коллеги из Ростова и Краснодара во всем пошли навстречу.

– А вообще все ли преступления раскрываются?

– К сожалению, нет. Но мы никогда не прекращаем работу по делу, пока оно не будет раскрыто. Например, в начале этого года наш следователь-криминалист изучил материалы уголовного дела 2002 года об изнасиловании белгородки. Ещё тогда изъяли чашку, из которой преступник пил воду, с отпечатками его пальцев. По криминалистическому дактилоскопическому учёту совпадений не было. Повторно проверили по автоматической дактилоскопической информационной системе. И след пальца совпал с дактокартой конкретного человека – жителя Краснодарского края. Мы нашли его. Он, конечно, отпирался, говорил, что никогда не был в Белгороде. К тому же жертва изнасилования скончалась в 2011 году. Но её подруга смогла опознать преступника. Так мы успешно завершили дело 12-летней давности. И такое бывает в нашей работе.

Беседовал Сергей Белых

Фото автора

"