Posted 9 апреля 2014,, 05:58

Published 9 апреля 2014,, 05:58

Modified 29 июля 2022,, 11:00

Updated 29 июля 2022,, 11:00

III Шереметевские музыкальные ассамблеи распахнули свои двери для любителей классической музыки

9 апреля 2014, 05:58
Шереметевские музыкальные ассамблеи проходят в Белгороде в третий раз при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства. Главные идеи ассамблей – бережное сохранение, историческая преемственность и развитие творческих и исполнительских традиций русской музыкальной классики. В этом году фестиваль посвящён композитору, музыканту, общественному деятелю Георгию Свиридову.

Идея проведения фестиваля, посвящённого Георгию Свиридову, принадлежит митрополиту Белгородскому и Старооскольскому Иоанну. Именно он напомнил организаторам о том, что в этом году область отмечает 60-летие, а Георгий Свиридов был не только депутатом верховного совета СССР от Белгородской области три созыва, но и выдающимся композитором региона. И фестиваль – это дань памяти музыканту.

Открыть фестиваль приехали племянник Георгия Свиридова, музыковед, общественный деятель, хранитель творческого наследия композитора Александр Белоненко и заведующая филиалом Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства – «Шереметевским дворцом – Музеем музыки» – Ольга Великанова. «Это глубоко символично, что фестиваль называется «Шереметевские музыкальные ассамблеи», он уже обречён на успех. Дело в том, что 20 лет назад, когда только начиналось восстановление музея и он был в руинах, исторические интерьеры были разрушены, никто не верил, что история может быть восстановлена… Но начинали мы с концертов, с первых хоровых концертов в разрушенной домовой церкви. Хор встал в правый предел, где когда-то пела шереметевская капелла, и зазвучал. И было такое впечатление, словно история вернулась в этот дом. Поэтому то, что связано с шереметевскими музыкальными традициями, обязательно будет жить и иметь прекрасное продолжение, связанное с музыкальной историей нашей страны», – говорит Ольга Великанова.

В холе гостей вечера встретила инсталляция рабочего кабинета Георгия Свиридова и небольшая выставка из фондов Дома-музея композитора в Фатеже и Курского краеведческого музея, экспонаты коллекции Александра Белоненко, рассказывающие о жизни героя фестиваля.

Своеобразным эпиграфом III Шереметевских ассамблей стала «Музыка памятнику павшим в Курской битве», которая прозвучала в первом отделении. Это произведение – бесценный подарок композитора белгородцам. Он написал его специально для мемориала в честь героев Курской битвы, открывшегося 3 августа 1973 года под Прохоровкой к 30-летию исторических событий. Музыка стала неотъемлемой частью памятника, запечатлев в звуках и скорбь о павших, и радость победы, и народную память о третьем ратном поле России. И в день открытия фестиваля зрителям выпала уникальная возможность впервые услышать эту мелодию не на мемориале, а в здании филармонии.

Сразу после прозвучала «Поэма памяти Сергея Есенина» с участием симфонического оркестра и камерного хора под управлением главного дирижёра заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина в исполнении солиста одного из самых ярких арт-проектов современности «ТенорА ХХI века» Александра Скварко.

Это одно из самых значительных сочинений Свиридова. Поэма состоит из трёх крупных разделов, включающих 10 частей: «Край ты мой заброшенный», «Поёт зима», «В том краю», «Молотьба», «Ночь под Ивана Купала», «1919», «Крестьянские ребята», «Я – последний поэт деревни» и «Небо как колокол».

Это произведение впервые прозвучало 31 мая 1956 года. Перед премьерой по центральному радио выступил сам Георгий Свиридов и рассказал о содержании и главной идее произведения: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки». Эпиграфом к поэме Свиридов взял слова Есенина: «... Более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». Появление поэмы было особенно важно в то время потому, что она стала как бы окончательной реабилитацией Есенина, долгие годы практически запрещённого.

Второе отделение фестиваля несколько отличалось от первого, в нём прозвучали произведения современников Свиридова: сюиты из балета «Анюта» Гаврилина, музыка из кинофильма «Женитьба Бальзаминова» Чайковского, балета «Болт» Шостаковича, а также композиция «Время, вперёд!» героя вечера – Свиридова.

«В русской музыке есть разные направления: одни композиторы стараются поразить быстрой игрой на скрипке, делают разные выкрутасы на инструментах. Высокая музыка ушла в такие сферы, где сам зритель не играет никакой роли, важны поразительные звуковые эффекты. Но была в русской музыке и другая стезя, другое направление. И этот концерт, который представляет музыку очень близких людей, таких, как Чайковский, Свиридов, Шостакович, – это всё-таки целое направление, и я бы назвал это направлением композиторов, которые стремились говорить с аудиторией на таком языке, который ей был внятен и понятен. Для этих композиторов главное в музыке – мелодия, – говорит Александр Белоненко, – Я музыкант, музыковед, и поверьте, искушение современной музыкой я прошёл и пришёл к простейшей истине: в музыке основное её слово, её лик, её образ – мелодия. И если мы можем говорить о русской музыке как о культурно-историческом явлении, то без этих композиторов трудно представить русская музыку 20 века».

«Шереметевские музыкальные ассамблеи» продолжит выступление артистов Государственного академического Большого театра России Павла Черных и Анатолия Зайченко совместно с ведущими солистками филармонии Ниной Стрижовой, Светланой Ломоносовой и Галиной Зольниковой, которые 11 апреля исполнят романсы и песни Свиридова и его ученика и друга Валерия Гаврилина.

Закрытие фестиваля состоится 15 апреля выступлением симфонического оркестра и драматического артиста, известного всей стране по прекрасным ролям в кино и спектаклях театров столицы народного артиста РФ Валерия Баринова, который прочтёт повесть Александра Пушкина «Метель» под неувядающую музыку Георгия Свиридова.

Виталина Скрипина

Фото автора

"