Posted 13 марта 2014,, 13:13

Published 13 марта 2014,, 13:13

Modified 29 июля 2022,, 11:09

Updated 29 июля 2022,, 11:09

Король скрипки Роби Лакатош исполнил «Песенку крокодила Гены» на BelgorodMusicFest

13 марта 2014, 13:13
Второй концертный день III Международного фестиваля BelgorodMusicFest посвящён Королю скрипки. Роби Лакатош поразил зал своей неповторимой цыганской манерой исполнения русских хитов.

Роби Лакатош – один из лучших скрипачей мира. Кто-то сравнивает его с Паганини, кто-то называет «скрипачом дьявола». Никто в мире не играет так, как играет этот харизматичный музыкант. В игре он использует одновременно три струны, имитируя самые разные звуки: от человеческого голоса до трели птиц.

В концертной программе, которую Роби Лакатош и его ансамбль Lakatos представили в Белгороде, он исполнял самые популярные и узнаваемые композиции, добавляя цыганский колорит и внося новые краски в старые мелодии. Здесь впервые зазвучали его фирменные струны«Лакатош», которые он сам придумал и разработал.

Второй день фестиваля открылся авторской композицией музыканта – «Новым альянсом». Её Лакатош сыграл вместе с Ласло Бони – скрипачом, который учился музыкальной игре у отца Роби. Он – вторая скрипка в ансамбле Lakatos и близкий друг самого музыканта.

Об ансамбле Роби Лакатоша можно рассказывать бесконечно. Это коллектив уникальных музыкантов, каждый из которых – признанный в мире профессионал высочайшего уровня: Ласло Бони (скрипка), Ено Листеш (цимбалы), Ласло Балог (гитара), Ласло Листеш (контрабас) и Чеки Кальман (фортепиано). Игра таких музыкантов приятна не только как полифоническое единство, но и как органичное творческое соединение, несмотря на столь разноплановый инструментальный состав.

Немного погодя в зале зазвучала трогательная мелодия «Папа», и зрители замерли. Мягкие клавишные переборы, тонкая игра скрипки – всё это напоминало морские волны, которые то внезапно набегают, то вмиг стихают.

Роби Лакатош действительно редкий в наши дни универсальный музыкант, который искусно играет на чувствах и ощущениях зрителя. Прямой потомок самой известной династии, родоначальником которой был сам Янош Бихари – друг Бетховена и Листа – не даёт гостям концерта расслабиться ни на миг. Только слушатель привык к лиричной, нежной мелодии, как она сменяется быстрой, виртуозной игрой, сравнимой лишь с исполнением самого Паганини.

Музыканты легко импровизировали на классические музыкальные темы, Роби Лакатош то играл, то уходил в тень, давая возможность проявить себя цимбалисту Ено Листешу. Король скрипки то и дело поворачивается к музыкантам, словно говоря: «А теперь вы!». И музыканты начинают творить чудеса. Недаром на этом концерте зрители трижды апплодировали музыкантам стоя. Белгородская публика была по-настоящему в восторге.

Ярким полифоническим акцентом вечера стала знаменитая «Калинка», сыгранная на девять восьмых. Русская музыка в руках Лакатоша зазвучала по-новому, с каким-то свойственным ему одному фольклорным драйвом. «Калинка» на скрипке, контрабасе, фортепиано и цымбале – экзотическое сочетание.

Менее экзотической, но такой же интересной оказалась игра Борислава Струлёва и Роби Лакатоша. Этот номер возник прямо на сцене. Борислав задал ритм, Роби подхватил, и в итоге получилась органичная композиция. Такие яркие импровизации всегда остаются в памяти зрителей, поскольку они рождаются на глазах присутствующих.

«Пассакалья» Генделя ознаменовала окончание первой части вечера. Но и она не была обычной. Несмотря на то, что традиционно эту композицию играют вдвоём, на белгородскую сцену вышли сразу три музыканта: Борислав Струлёв, Роби Лакатош и Анна Боровик.

«Потрясающая игра и потрясающие музыканты! – говорит гостья вечера Елена Зотова, – Я нигде не видела ничего подобного. Чтобы так сыграли нашу «Калинку» на скрипке… Ну это же фантастика какая-то!».

Вторая часть концерта была намного красочнее первой. К главному скрипачу и его коллективу подключился ансамбль Mezzo music. Самой яркой игрой были «Две гитары». Зал стоя аплодировал игре музыкантов и громко скандировал «Браво!». Эта композиция была не только потрясающе сыграна: прожекторы били в такт музыке, стихали и вспыхивали вместе с нотами, что создавало дополнительный эмоциональный фон выступлению.

А вот финал был неожиданным и оригинальным. Все мы представляем себе классические фестивальные концерты практически одинаково и знаем, как выглядят такие финалы. Неожиданных поворотов можно ждать, как оказалось, не только от Борислава Струлёва – музыкального директора фестиваля BelgorodMusicFest, – но и от его друзей. Финальным аккордом второго концертного дня стала песенка крокодила Гены из мультфильма «Чебурашка» – «День рождения». Зал снова взорвался овациями и не утихал почти до самой последней ноты. Борислав Струлёв напоминал музыкантам, что у них скоро поезд и время концерта подходит к концу, но ни зрители, ни лакатошевцы не хотели расходиться.

Напоследок ансамбль Роби Лакатоша подарил белгородцам «Очи чёрные» в своей неповторимой интерпретации. Такого исполнения не ожидал никто: яркие цыганские акценты, резкие переборы фортепиано, мягкие напевы скрипки… Столь неординарный способ исполнения вдохнул новую жизнь в известную композицию.

Все, кто хоть раз видел Лакатоша вживую, могут сказать, что его имидж ничуть не уступает в оригинальности манере исполнения и продуман до мелочей, а главной деталью антуража по праву можно назвать усы скрипача. На вопрос журналистов: «Всегда ли вы находите время, чтобы уложить усы?», Роби улыбнулся и ответил, что это занимает не более пяти минут и он всегда, чтобы ни случилось, найдет на это время.

Но у знаменитого скрипача теперь есть не только фирменные усы, но и фирменные струны. Сразу после BelgorodMusicFest Роби Лакатош едет в Германию, где пройдёт презентация его собственной разработки – особых струн. Борислав Струлёв предложил привезти их на следующий фестиваль в Белгороде, чтобы музыканты лично могли ознакомиться с уникальным изобретением Короля скрипки и опробовать струны в деле.

Виталина Скрипина

Фото автора

"