Posted 7 марта 2014,, 23:02

Published 7 марта 2014,, 23:02

Modified 14 декабря 2023,, 15:59

Updated 14 декабря 2023,, 15:59

Борислав Струлёв: Зная меня, можно ожидать чего угодно – классику, джаз, театр, и пантомиму - Бог знает что

7 марта 2014, 23:02
В преддверии главного музыкального события весны – BelgorodMusicFest – музыкальный директор фестиваля Борислав Струлёв дал корреспонденту ИА «Бел.Ру» эксклюзивное интервью, в котором раскрыл тайны о том, как родилась идея пригласить выступать балерину, и о том, что митрополичий хор исполнит три авторских музыкальных произведения митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна.

– Первый фестиваль в Белгороде назывался «От классики до джаза». Сейчас рамки расширились?

– Первый, второй, третий... ВelgorodMusicFest – вот была моя идея. На первом фестивале был губернатор Евгений Савченко, он сказал: «Это всё ваши друзья. Странное какое-то у Вас название. Должно быть «Борислав Струлёв и друзья», назовитесь так!». «Ну, раз Вы настаиваете, спасибо за доверие, давайте так», – ответил я. А, зная меня, здесь можно ожидать всё, что угодно: и классику и джаз, и театр, и пантомиму, и мастер-классы… Бог знает что! Будем расти.

Я приезжаю, хочу дать мастер-класс, а в Белгородской области нет ни одного студента – ни одного виолончелиста-мальчика нет… И девочки нет! То есть, как бы нет будущего. Самого страшного, по идее. Самое главное, чем мы должны гордиться – наследие – талантливые, гениальные дети. Их что, нет? Есть. Но, нужно направить наши мозги на это, нужно заставить родителей пересмотреть свои взгляды и не бояться. Тем мы сильны, тем мы герои, что мы учим наших детей музыке. Потому что на западе Luxury это всегда хобби, это несерьёзно. Ну, так, поиграешь, но ты же должен быть дантистом, адвокатом… Но не музыкантом! Ты же не хочешь играть в ресторане! А у нас другой подход. Этим нужно гордиться.

– То есть Вы бы хотели, чтобы на фестивале присутствовали молодые люди, а не только ценители музыки, которые задолго запаслись билетами?

– Мы ломаем стереотип. Билеты в продаже есть. Ценники все средние, нормальные. И у нас есть квота для студентов музыкальных училищ. У нас всё предусмотрено.

Нам уже три года, и слава Богу! Спасибо нашим партнёрам, которые нас не забывают, поддерживают, мы не можем друг без друга. Очень важна помощь Фонда развития классического музыкального искусства, который действует в Белгороде. И благодаря нам возникает вот такой правильный ажиотаж! Страничка в фейсбук есть с фестивалем, сайт ВelgorodMusicFest.ru. Пишите, говорите «мы хотим это!». Мой друг – актёр, с которым я учился в Нью-Йорке, который прожил много лет в Израиле, в Скандинавии – уникальный тромбонист – мог бы сделать мастер-класс для всех духовых музыкантов области, заразить мог, выступить не на концерте, а в реальном кругу заинтересованных… Говорят: «Короля создаёт свита». Фестиваль создаём мы. Жалко, что наших флаеров не так много по городу, в каких-то культовых местах, чтобы люди говорили: «Я хочу сюда!». Нам нужны все уровни. Мы гламур.

Я в детстве смотрел зажёванные видеокассеты, смотрел на музыкантов по телевизору, как на космонавтов. Я смотрел на Елену Васильевну Образцову. Как она поёт, её голос… И сейчас она на нашем фестивале празднует юбилей, приезжает и будет с нами. А Роби Лакатош! Думаю: Господи, человек, который обладает техникой, которой ни у кого нет, на наш фестиваль приезжает, сюда! Мы вместе с ним. Это, понимаете, просто невероятно, это радость!

Через такую лучезарную рекламу, через яркие афиши мы даём некий свет нашим белгородцам, который они давно заслужили и, конечно, должны уже к нему привыкать.

– В списке участников фестивальной программы этого года большое количество разноплановых артистов. Как вам удалось соединить их воедино?

– Это идеология моего фестиваля. Каждый человек, который приходит, вне зависимо от его подготовки в классической музыке, всегда найдёт то, что ему будет приятно. На любом концерте человек найдёт себе отдушину, получит кайф и огромное удовольствие. Либо он откроет для себя какого-то нового исполнителя, либо влюбится в новый стиль музыки, либо вспомнит то, что любил… Поэтому за три дня мы, как радуга, затрагиваем все краски, палитры чувств человеческого сознания. Поэтому у нас объединены и балет, и классика, и вокал, и джаз, и элементы авангарда, и танго.

– ВelgorodMusicFest – это не сольные номера, а нечто единое. Кто и как готовит произведение к совместному исполнению? Есть ли композиторы, адаптирующие музыкальный текст?

– Естественно, это всё делаю я. Мы показываем те наработки, которые уже были реализованы в разных точках мира. С Махалиной (Юлия Махалина – прима-балерина Мариинского театра - прим. В. С.) мы недавно выступали в Питере. Она отвечает за балет, добавляем скрипачку Анну Боровик, и разделяем: я слева, Анна справа, а между нами балерина... Ну конечно, я это создаю! Придумываю, как режиссёр, потому что обыденность – это не наш логотип. Наш фестиваль – это «Nodrugs, no обыденность». Поэтому, конечно, я разговариваю с моими друзьями композиторами. И на этот концерт, на 15 марта, у нас будет сенсационное премьерное заявление митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна. Прозвучат три его премьерных произведения. Мой американский друг, русский мальчик, который уехал в детстве из Санкт-Петербурга, Джин Прицкер аранжировал их для виолончели, камерного оркестра MezzoMusicНатальи Боровик и нового музыкального инструмента, привезённого из музея Глинки и освещённого патриархом всея Руси Кириллом, «Звонница».

Все произведения специально выбираются, мы всё продумываем, ничего нет случайного, а если это случайно, то это импровизация, которая там нужна. У нас впервые Елена Васильевна Образцова будет читать свои стихи. Она пишет стихи. И я буду подводить её стихи под разные музыкальные произведения, а кое-что вставлять внутрь, как подоплёку, как текст… Она будет представлена не просто как дива и лучшая певица мира, но и как такой очень творческий человек.

– Борислав, это уже третий фестиваль в Белгороде, на который вы приглашаете своих друзей. Сколько ещё будет таких фестивалей, друзья не кончаются?

– Я хочу, чтобы мы с тобой здесь сидели, пили столетний Маккалан или какой-нибудь коньяк на столетие нашего фестиваля. Друзей столько…. и врагов… что нам хватит надолго! Конечно, хочется разрастаться, расширять и организовывать мастер-классы.

В прошлом году Мэтт Херсковиц вместо своего обеда дал изумительный мастер-класс трём поколением ваших учеников фортепианного искусства. Я думаю, что они до сих пор помнят это. Было очень запоминающеся, и для меня приятно увидеть, как канадский пианист учит играть русскую музыку.

– А как вам белгородские музыканты? Среди них появились друзья, не считая Натальи Боровик?

– Наталья Боровик и Анечка Боровик… Две сестры стали талисманами фестиваля. Мы всё время работаем с нашими музыкантами. Это часть программы – не забывать местных музыкантов, а подтягивать их, соединять. В этот раз будет петь митрополичий хор, в прошлый раз был хор филармонии. Я хочу в следующем году вводить симфонический оркестр, делать большие симфонические премьеры. Тот же Джин Прицкер делал музыку к фильму «Парфюмер», почему бы не сделать симфоническую кинопалитру?! Какая роскошная музыка написана, какие оркестровки этот Джин Прицкер делает! Раз уж он к нам так отнёсся и обработал такую красивую музыку для митрополита Иоанна. Поэтому хочется знакомить с выдающимися молодыми дирижёрами, которые в мире уже победили самые большие конкурсы, которые жаждут приехать и дать какую-то новую струнку энергии, света, добра нашим музыкантам. Чтобы они не хотели уезжать отсюда, не чувствовали себя брошенными, заброшенными.

– Я понимаю, что от вас можно ждать всё, что угодно. А как вам работа с митрополитом?

– Это супер необычно. Супер мега необычно, когда такой человек, с такой аурой, с такой силой, с такими божественными помыслами и взглядом, с горящими глазами говорит об искусстве, о музыке. Он поддерживал – в прошлом году открывал фестиваль. И низкий поклон, спасибо, что в этом году он вновь планирует прийти к нам. И мы ждём его 15 числа на премьерах. Это нельзя описать словами! Происходит магия и какая-то божественная благодать.

– Говорят, гостей фестиваля ждёт особый сюрприз?

– В руках я держу свой диск, который только что вышел. Именно в Белгороде на фестивале «Борислав Струлёв и друзья» наши слушатели, читатели смогут приобрести этот диск, программу которого я представил в прошлом году на фестивале. Где «Виолончельное танго», моё детище, которое я придумал с оркестром «Папоротник» – изумительные мои друзья, команда. Мы тут зажигали в прошлый раз на открытии, покорили ребята город, влюбили в себя. Где мы только не играли, что только не делали… И, наконец-то, вышел диск. Это первая продажа, первые люди, которые могут его услышать. И это произойдёт именно тут, в Белгороде. От идеи, как фестиваль появился, прошло три года, и вот он диск. Это тоже срок, это некий юбилей! Это такие музыканты, это такое невероятное чудо, ну нет слов… Поэтому хочется достучаться до людей, которые должны понимать, что у них в городе есть уже что-то такое, что прижилось, то, что вызывает волнение, ответственность у меня как у музыкального директора. Это страшная нагрузка, это год работы… Потом три дня вылетают так же быстро, как бутылка шампанского кончается. Ты думаешь: «Господи, это всего-то было, а компания-то какая, какая компания!» Вот что значит шампанское!

Справка. Фестиваль BelgorodMusicFest«Борислав Струлёв и друзья» был создан при содействии Фонда развития классического музыкального искусства в 2012 году. Он проходит в Белгороде уже в третий раз. Всемирно известный виолончелист Борислав Струлёв является бессменным музыкальным директором и инициатором создания фестиваля.

Беседовала Виталина Скрипина

"