Posted 13 декабря 2007,, 11:07

Published 13 декабря 2007,, 11:07

Modified 29 июля 2022,, 13:31

Updated 29 июля 2022,, 13:31

Эдвард Григ для скрипки и фортепиано

13 декабря 2007, 11:07
Концерт 12 декабря в Овальном зале, в котором прозвучали все три скрипичные сонаты норвежского классика (1843–1907), заметно выделился в ряду мемориальных концертов филармонии, посвящённых Году Грига (165 лет со дня рождения и 100-летие со дня смерти). Имена московских исполнителей – народного артиста РФ Александра Винницкого (скрипка) и концертмейстера дипломанта международных конкурсов Ольги Цагарелли (фортепиано), хорошо знакомые образованной публике филармонических концертов, обещали «событие». И многочисленные слушатели в своих ожиданиях не обманулись.

Монографический камерный концерт, посвящённый не только одному композитору, но и одному жанру – не частый гость на нашей (белгородской) сцене. Сосредоточить и удерживать внимание слушательского зала в таких обстоятельствах способны только масштабные и значительные исполнительские индивидуальности. Александр Винницкий – один из последних учеников Давида Ойстраха, ныне профессор Московской консерватории и профессор Музыкальной академии им. Яна Сибелиуса в Хельсинки. Маститый музыкант в превосходном ансамбле с молодой пианисткой Ольгой Цагарелли предложили белгородцам вечер «настоящего Грига».

Эдвард Григ – тот композитор, который, по словам академика Б.В. Асафьева «отмечен «ласковой думой о нём всего человечества». Музыку Грига, которая покоряла слушателей всех стран при своём первом появлении, и сегодня любят во всём мире. Трудно не поддаться обаянию её душевного изящества, всегда окрашенной неповторимыми, национально-своеобразными интонациями и ритмами. Трудно устоять пору перед очарованием её лирики, не чуждой ни драматических порывов, ни глубокой скорби. Первые две сонаты написаны композитором в пору творческого становления в возрасте 22–24 лет. Последняя, наиболее часто исполняемая, отмеченная повышенно-драматическим эмоциональным тонусом, написана в 1887 г. И посвящена выдающемуся скрипачу Адольфу Бродскому.

В исполнении дуэта из Москвы слух с удовольствием погружался в исключительную слитность и целостность ансамбля, сохранявшего, вместе с тем, самостоятельность каждой партии. Ухо наслаждалось мягким, сдержанным, очень «культурным», немного «прохладным» и, одновременно, эмоциональным звуком. Выстроенность формы рождалась из мозаичного сцепления меняющихся как в калейдоскопе выпуклых и рельефных «музыкальных моментов». Непрерывное любование этой красотой составило главный смысл чудесного музыкального вечера. Как выяснилось, вчера А. Винницкий в последний раз играл на раритетной итальянской скрипке XVIII века, которую вскоре надлежит вернуть. «Бис» в конце концерта был редким музыкальным сюрпризом: во второй строфе «Песни Сольвейг» Александр Винницкий абсолютно непостижимым образом заиграл как будто на двух скрипках одновременно, а в третьей строфе Ольга Цагарелли окончательно «сразила» публику, исполнив знаменитую мелодию Грига своим лёгким, кристально-чистым сопрано с собственным аккомпанементом.

Специально для ИА «Бел.Ру» Нина Синянская

"