Posted 20 ноября 2007,, 06:45

Published 20 ноября 2007,, 06:45

Modified 29 июля 2022,, 11:42

Updated 29 июля 2022,, 11:42

Школьная форма. Быть или не быть?

20 ноября 2007, 06:45
Вопрос о необходимости введения школьной формы стоит как среди самих школьников, так и среди их родителей очень остро. На протяжении многих лет ведутся споры о том, нужна ли определённая строгость в ученической одежде или нет.

В Советском Союзе школьная форма была обязательна. Введена она была в 1918 году и тогда означала принадлежность к зажиточному слою населения, поэтому вскоре была отменена.

В 1948 году «свободная форма одежды» была признана буржуазной разнузданностью. Выход нашли быстро. Было решено возвратиться к былому образу – коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам.

В СССР школьная форма несколько раз менялась. В эпоху «Сталинского Союза» она была очень строгой. Во времена перестройки ученический костюм стал выглядеть «мягче». В 1984 году для мальчиков был введён брючный костюм. Для девочек – костюм-тройка коричневого или синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Школьникам Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера разрешали носить синие брюки в зимнее время.

В 1992 году, после окончательного распада Советского Союза, школьная форма была отменена. У граждан страны, в том числе и у детей, появились права. Конечно же, все поспешили незамедлительно ими воспользоваться.

Основной причиной отмены школьной формы стало мнение, что навязывание одежды, стиля и прочего бьёт по самолюбию детей, ограничивает их права и не даёт раскрыться личности. Последствия такой свободы действий можно увидеть в наши дни невооружённым глазом. Однако в сравнении с 1992 годом в школах сегодня царит порядок, аккуратность.

Нужна ли в XXI веке школьная форма? Кто страдает от её отсутствия? Ответы на эти и другие вопросы решил найти корреспондент ИА «Бел.Ру», который пообщался с теми, кто учится, кто обучает и кто воспитывает.

Сегодня как таковой школьной формы нет. Во многих школах Белгорода внутренний устав регламентирует ношение классической формы одежды, хотя, глядя на современных учеников, этого можно и не заметить.

Корреспондент ИА «Бел.Ру» решил узнать позицию директора школы № 4 г. Белгорода Татьяны Самойловой в этом вопросе. По мнению Татьяны Николаевны, в школьной форме нет необходимости. «Она очень неудобна, потому что дети растут», – сказала Т. Самойлова. Директор школы рассказала, что раньше форма была из шерсти, а это создавало определённые неудобства, потому что шерсть быстро пачкается и мнётся.

Она поведала, что в уставе школы рекомендовано мальчикам носить тёмные костюмы, а девочкам юбки и блузки. Естественно, каждый родитель самостоятельно выбирает фасон и стоимость одежды.

По словам Татьяны Самойловой, одежда, которую носят дети, не отвлекает их от основной цели – получения знаний. Таким образом, ношение вещей из бутиков или «эконома» никак не разделяет учеников по социальному уровню.

«Да и зачем возвращаться в прошлое? – поинтересовалась Татьяна Николаевна. – Мода диктует современный образ жизни, в том числе и для детей». Директор школы полагает, что при современной жизни не стоит загонять юных граждан в рамки, ведь главное, чтобы ребёнок в школе выглядел чисто и опрятно.

У директора лицея № 38 Григория Войтенко совершенно другое мнение по поводу формы. «Школьную форму отменили. Плохо это или хорошо? – это демократия», – начал Григорий Петрович. – Когда её отменили, дети начали одеваться пёстро и безвкусно. Им стало не понятно – то ли учиться, то ли одеваться».

По мнению Григория Войтенко, с восстановлением экономической стабильности красивая одежда стала более доступной. В результате появилась определённая культура – dress code (принятая манера одеваться в определённой ситуации или в определённой социальной группе – прим. автора). По словам Григория Петровича, ученический костюм – это больше, чем одежда. Это средство коммуникации.

«По одёжке встречают, а по уму провожают, – вспомнил народную поговорку директор лицея. – Хорошая форма – это престиж, это повышение самооценки учеников и педагогов, это психологическая защита».

Он рассказал, что администрация школы приглашает дизайнеров, родителей и учеников для того, чтобы вместе выбрать одежду в рамках школьной формы, так, что она совсем не бьёт по карману родителей и не разделяет детей по социальному статусу.

«Мы за школьную форму и будем дальше развивать это направление. Ведь рано или поздно она всё равно будет введена», – верит Григорий Петрович.

Свою позицию Григорий Войтенко передал и всем педагогам лицея. Классный руководитель 6 «В» класса Галина Таранова полностью поддерживает директора в этой позиции.

«Когда форму отменили, начался ужас, – сказала она, – Родители говорили, что каждое утро у их детей начинается со слёз, потому что кто-то одет красивее и дороже». Галина Таранова отметила, что 90 % родителей из её класса за школьную форму. По её мнению, то, что ученики одеты по разному, подчёркивает уровень достатка их родителей, а это вызывает зависть, зло и агрессию.

Директор лицея № 38 Григорий Войтенко организовал специальную конференцию, участниками которой стали ученики 6-х классов. Ребята дискутировали на тему необходимости школьной формы. Звучали такие фразы как: «Школьная форма нас дисциплинирует, она отличает нас, лицеистов, от учеников других школ, она не отвлекает» и т.д.

Один раз в четверть в лицее проходит показ одежды, которую можно носить в школу. Лицеисты не только могут увидеть подходящую для них форму, но и понять, что действительно стильно и применимо в школе, а что – нет.

Администрация лицея не запрещает что-либо, а рекомендует, аргументируя это влиянием на здоровье учеников. К примеру, кроссовки нельзя носить потому, что они развивают плоскостопие, а брюки с заниженной талией – потому, что девочки могут простыть и это плохо скажется на их женском здоровье.

В заключении Григорий Войтенко сказал: «Задача детей – учиться, а наша задача – создать им для этого комфортные условия».

Это мнение двух людей, которые носили в своё время школьную форму. Но есть ещё и позиция тех, кто только собирается стать педагогом.

Студент пятого курса факультета иностранных языков Белгородского государственного университета Станислав Коновка педагог уже не в первом поколении. Его мама Марина Коновка – учитель немецкого языка в гимназии № 2 Белгорода.

Сейчас Станислав проходит практику в гимназии № 2 и учит детей разговаривать и писать по-немецки. Но за свою недолгую преподавательскую карьеру у него уже сложилось определённое мнение на тему необходимости школьной формы.

Он считает, что школьная форма дисциплинирует учеников. Ведь они приходят в школу учиться, а не самовыражаться. Вдобавок, явное различие социального положения резко сказывается на детях. «Они отвлекаются от основной цели – учёбы», – сказал Станислав Игоревич. По его мнению, дети завидуют друг другу, а это порождает в них жестокость.

Такого же мнения придерживаются большинство родителей школьников. Корреспондент ИА «Бел.Ру» провёл опрос на улицах Белгорода на тему: «Нужна ли школьная форма?»

В опросе участвовали сто человек, разделённые на четыре группы. Первая – это ученики младших классов, вторая – школьники старших классов, третья – люди в возрасте от 30 до 40 лет и последняя категория опрошенных – старше 40 лет.

Результаты таковы: 90 % людей старше 40 лет (тех, кто застал школьную форму) высказались «за», ученики младших классов мыслят точно также, только для них dress code – сродни игре. Что же касается старшеклассников, то большинство из них против школьной формы. Своё мнение они мотивируют тем, что не желают выглядеть как все, для них одежда – это способ самовыражения в обществе. А у их родителей – людей в возрасте от 30 до 40 лет – мнение разделилось практически 50 на 50.

Те, кто «против», боятся, что введение школьной формы ударит по их карману. Ведь помимо повседневной одежды придётся ещё покупать школьную, а сколько она будет стоить, не известно.

В любом случае выводы делать только родителям, ведь одежда – это тоже культура, которая возникла ещё в первобытнообщинном строе. А воспитание в подрастающем поколении культуры и этики – в первую очередь задача мам и пап.

Михаил Гиголаев

Радмила Виеру

"