Posted 10 октября 2007,, 05:43
Published 10 октября 2007,, 05:43
Modified 29 июля 2022,, 13:14
Updated 29 июля 2022,, 13:14
19 сентября 2007 года вышел приказ начальника Управления образования администрации Белгорода М.И. Пищальченко об обязательном проведении открытых уроков чтения с целью пропаганды книги, детского чтения как важного фактора сохранения и развития отечественной науки и культуры.
Урок под названием «Даль свободная романа…» по произведению А.С. Пушкина «Евгений Онегин» начался с погружения в атмосферу XVIII века. Школьницы в платьях той эпохи танцевали мазурку, звучала классическая музыка, затем был исполнен романс «В крови горит огонь желаний».
Бывший преподаватель лицея и работник Пушкинской библиотеки-музея, учитель мировой и художественной культуры Юлия Сергеевна Азарова была приглашена в качестве ведущей интеллектуальной игры. Литературовед со стажем, она обратилась к участникам мероприятия с приглашением принять активное участие и достойно показать свои знания. Её просьба была услышана, и школьники активно включились в игру.
Сама игра строилась по принципу интеллектуального телешоу «Умники и умницы» и проходила в три этапа. Первый этап прошёл в виде блицтурнира: короткие вопросы – быстрые ответы. Были заданы тридцать вопросов, поданных в виде отрывков из романа в стихотворных четверостишиях. По количеству правильных ответов и полученных орденов были определены три лучших знатока пушкинского произведения.
Участницы заняли свои позиции на специальной дорожке, и начался второй этап игры. На экране появлялись вопросы и иллюстрации к ним. Правильные ответы смогли уже на первых минутах второго тура определить лидера – Александру Муфазалову. Великолепное знание текста школьница продемонстрировала ещё в отборочном туре.
Третий этап игры походил на сцене актового зала, где демонстрировались сценки гадания из «Евгения Онегина». Четыре финалиста рассказали о способах гадания, которые упоминались в поэме. В итоге все победители интеллектуальной игры (их оказалось четверо) были награждены литературными произведениями А.С. Пушкина «Пиковая дама», «Дубровский» и «Капитанская дочка».
По словам Юлии Сергеевны Азаровой, интеллектуальная игра – это попытка подняться на чуть более высокую ступень проникновения в структуру романа. Это даёт более глубокое знание произведений русской литературы.
Для того чтобы урок чтения состоялся, пришлось потрудиться не только школьникам, но и учителям. Член жюри интеллектуальной игры, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Вера Толкунова рассказала о том, что количество часов на изучение литературы в математическом лицее №10 сократилось с четырёх до трёх часов в неделю, что потребовало более напряжённой работы. «Трудность подготовки таких мероприятий состоит в том, чтобы подобрать картины, провести аналитическую работу, сравнивая художников, – рассказала замдиректора. – Программа по литературе очень обширная, мы разрабатывали не только сценарий, но и вопросы, которые учащиеся не знали. Они просто читали роман и смотрели сноски».
Ирина Кузьмицкая