Posted 27 июля 2007,, 07:09

Published 27 июля 2007,, 07:09

Modified 29 июля 2022,, 11:10

Updated 29 июля 2022,, 11:10

Успехи учеников грант не заменит

27 июля 2007, 07:09
Педагоги – обладатели гранта для Белгородской области не редкость. В прошлом году грант в рамках приоритетного национального проекта «Образование» получили сто одиннадцать учителей. В этом году квота на получение ста тысяч рублей осталась прежней. Изменились только имена грантополучателей. В списке тех, кто удостоен гранта, есть и учитель биологии и экологии Северной средней школы № 1 ,что в Белгородском районе, Татьяна Попова.

Новость о том, что к скромной заработной плате учителя скоро прибавится грант, стала поводом для разговора с Татьяной Григорьевной. Правда, о своих достижениях Т. Попова говорила не очень охотно, её больше интересовало положение школы, учёба и ученики, то есть ежедневная работа любого педагога. «С 1984 года, времени, когда я пришла в школу, стараюсь учить ребят так, чтобы знания, полученные на уроке, пригодились в жизни. Так в своё время меня учила преподаватель биологии Валентина Александровна Беляева. Я лишь продолжаю эту своеобразную эстафету учительства, стараюсь заинтересовать детей и позволяю им раскрыть свои таланты, которых в каждом ученике достаточно, был бы подход», – рассказала Татьяна Григорьевна.

Индивидуальный подход для Татьяны Поповой – не пустой звук и выдержка из методического пособия. Равно как и для автора этого материала. В своё время Татьяна Григорьевна учила и меня, что называется, не давая спуску на своих уроках, но одновременно прививая интерес к предмету и его углубленному изучению. С тех пор учительское мастерство Т. Поповой развилось, появилось больше возможностей для реализации планов и идей. Все они для Татьяны Поповой заключаются в одном – создавать, выращивать и выхаживать личность (взращивать личность учитель старается так же грамотно, как и редкие виды растений), которая чутко относится к окружающему миру, понимает и бережёт его. «Оценка на уроке – не главное, – уверена Т. Попова, – конечно, в последнее время детей, ориентированных только на отметку в журнале, становится больше, но это, повторюсь, не результат. Результатом являются достижения куда значимые – учёба по этому же предмету в вузе, бережное отношение к окружающей среде и людям».

Успеть передать ученикам знания и привить им любовь к предмету – дело жизни учителя. Правда, в последнее время реализовывать его становится всё труднее. Причин много, и одной из них является коренная перестройка в системе образования, которая прибавила учителям головной боли. Впрочем, как и всякая реформа, привыкнуть к которой необходимо ещё какое-то время. Татьяна Григорьевна как раз и относится к категории тех, кто привыкает: «Единый государственный экзамен – неплохо, но разговаривать на экзамене с ребёнком гораздо лучше: получаешь полную картину уровня его подготовки, как говорится, вживую. Опорные школы (в Белгородском районе их шесть) – имеют место быть, но справятся ли с перевозкой детей автобусы, которые зависимы от погоды, наличия-отсутствия запасных частей?..».

Подушевая оплата труда учителей вызывает среди педагогов (Т. Попова – не исключение) наибольшее количество вопросов. Система, которая подразумевает увеличение количества учеников в классах, заметно усложняет процесс преподавания. Опросить почти сорок человек значительно сложнее, чем 15–20 школьников, «сидящих перед учителем как на ладони». «Придётся ухитриться сделать так, чтобы ученики не пострадали от учительского «невнимания», комбинировать способы проверки знаний», – говорит Татьяна Григорьевна.

Специально для того, чтобы ученики не «затерялись», Татьяна Григорьевна разработала «углублёнку» – углублённое изучение биологии, которое подразумевает увеличение часов, отведённых для предмета. Наряду с новыми учебниками здесь идут в ход пособия десятилетней (если не больше) давности, где суть предмета изложена более доступно. Знания теоретические закрепляются на практике – предмет особой гордости Татьяны Григорьевны. Правда, опять-таки гордость эта больше за учеников, которые своими руками выращивают редкие виды растений в комнатных условиях, теплицах, высаживают их в открытый грунт (в селе Шопино, что неподалёку от посёлка Северный, даже есть «Поляна редких видов растений», куда ребята помещают подрощенные цветы; фасад первой Северной школы также представляет собой великолепно оформленную клумбу). «Ничуть не хуже городских школ», – улыбается Т. Попова.

По экологии Северная средняя № 1 ничуть не хуже областных школ, хоть для этого, кроме основной подготовки учеников, приходится решать проблемы организационные. «Городским школам в этом отношении проще: они «привязываются» к вузам, пользуются их ресурсами, на университетской базе готовят ребят к олимпиадам. Наша школа от вузов далеко, но недавно мы эту проблему решили, – заявила Татьяна Григорьевна. – Учительский коллектив школы договорился с Белгородским государственным университетом, и теперь мы можем возить туда ребят, проводить там уроки – ещё один способ заинтересовать ребёнка».

Кстати, многие ребята из ССШ № 1 потом возвращаются в вузы. Но уже в качестве студентов, отличников и гордости специализированных факультетов. Так, пять выпускников школы 2004 – 2005 годов поступили в Белгородскую государственную сельскохозяйственную академию и Белгородский государственный университет. Остальные, хоть и не связали свою жизнь с биологией университетскими «узами», но уроки Татьяны Григорьевны запомнили надолго. «Это самая лучшая благодарность, даже грант на втором месте», – заявила Т. Попова.

О гранте учитель биологии и экологии высшей категории, почётный работник просвещения подробно говорить не стала, только перелистала толстую папку, в которой отображён весь набор работ, публикаций и программ уроков, а также список учеников-победителей районных и областных олимпиад, без которого грант получить невозможно. «Вот он, результат, – сказала Татьяна Григорьевна, – а грант… Я ведь даже не думала, что его получу. Когда мне позвонили из РОНО, не поверила сначала».

Куда пойдут честно заработанные сто тысяч рублей, корреспондент ИА «Бел.Ру» не стала спрашивать специально. При своей заработной плате учителю всегда есть, на что потратить пособие, выделенное из Федерального бюджета. Больше заинтересовали планы Т. Поповой, хотя ответ можно было предугадать. «Работать и учить дальше, – заявила Татьяна Григорьевна, – Дел много. Нужно помочь старшекласснице Ольге Гончаровой закончить исследовательскую работу и отправить написанное в Москву, в Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. Тимирязева… Да мало ли дел?!».

Наталья Тищенко

"