Posted 28 мая 2007,, 09:53

Published 28 мая 2007,, 09:53

Modified 29 июля 2022,, 11:10

Updated 29 июля 2022,, 11:10

… А генералами командуют женщины

28 мая 2007, 09:53
В минувшую субботу состоялось закрытие 71-го сезона Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина. Премьера спектакля «Наполеон и Жозефина», приуроченная к этому событию, стала настоящим подарком для белгородских театралов.

Вопреки ожиданиям зрителей, предвкушавших придворные интриги и Бонапарта в расцвете славы, в пьесе чешского драматурга Иржи Губача рассказывается о последних днях императора, которые он проводит на острове Святой Елены в компании со своими верными генералами Бертраном (Андрей Терехов) и Гурно (артист Владимир Володин). Скучное сельское существование, где «ярким» событием для бывшего императора теперь является пустяковая ссора между бывшими сослуживцами, в которой Наполеон (народный артист РФ Николай Черныш) выступает в роли рефери, дают ему возможность погрузиться в собственное прошлое, проанализировать всю свою жизнь. Возможно – даже написать мемуары. Но вдруг на остров является женщина, вдова Франсуа, погибшего воина, которая не просто хочет познакомиться с сосланным и утратившим былую власть и славу императором. У нее к нему свои счеты – темпераментная корсиканка Жозефина (народная артистка РФ Марина Русакова) хочет высказать свои претензии тому, из-за кого она стала вдовой, а ее четверо детей остались сиротами. Хотя и прибыла она на остров, приготовив Наполеону кое-какие подарки…

Преодолев трудности в виде морского путешествия и подданных английской короны губернатора Хадсона Лоу (артист Иван Кирилов) и капитана Попплтона (артист Антон Йовчев), имеющим распоряжение не допускать к охраняемому ими Бонапарту посторонних, тем паче – женщин, Жозефина, все же проникшая в нынешние «владения» Наполеона Бонапарта, никак не хочет признать в старом, поникшем человеке в потрепанной шинели, бывшего императора…

Встреча с ней, возможно, последней женщиной в его жизни, в коне концов привела Наполеона к мысли, что он имел в своей жизни все, кроме человеческого счастья. Сюжет закручивается затем прямо в соответствии с известной пословицей: Генералы командуют армиями, а генералами – женщины. Правда, в силу ряда обстоятельств она была назначена «главнокомандующей» самым Бонапартом, и на очень непродолжительное время. Но его оказалось достаточно, чтобы отставной генерал и временная «генеральша» поняли друг друга и прониклись особыми отношениями. И вечеринка, которую устраивает Жозефина в честь юбилея коронации всеми забытого и заброшенного императора, скромная вечеринка в узком кругу приближенных, возможно, и стала самым радостным и счастливым мигом его жизни. И эти взаимные признания: «Ты – потрясающая баба!», «Ты – потрясающий мужик», наверное, могли на самом деле скрасить последние дни поверженного императора. Имей эта пьеса какие-либо документальные подтверждения, а не обозначенный автором подзаголовок «История, которой не было…».

У зрителя, правда, такого ощущения не возникает. И очень хочется думать, что все так и было. И «повинны» в этом не только сюжет, но и великолепная игра актеров, и музыка композитора Григория Гоберника, написанная специально для спектакля, и художественное оформление, и, несомненно, блестящая режиссерская работа Анатолия Морозова.

Его имя хорошо известно белгородцам: с 1998 по 2002 год Анатолий Афанасьевич был главным режиссером нашего театра, ставил отдельные спектакли и позже. Корреспондент информационного агентства «Бел.Ру» побеседовал с режиссером-постановщиком нового спектакля Анатолием Морозовым. Интервью с ним будет опубликовано в ближайшие дни.

"