Posted 7 февраля 2007, 13:20
Published 7 февраля 2007, 13:20
Modified 20 августа, 00:54
Updated 20 августа, 00:54
Квота на государственную поддержку лучших школ и учителей не изменилась – в 2007 году будут поощрены грантами в один миллион рублей тридцать три образовательных учреждения и сто одиннадцать учителей получат по сто тысяч рублей. В областном центре по итогам конкурсного отбора будут поощрены четыре школы, в Старом Осколе – три, в Белгородском районе две. Во всех остальных районах и городах области – по одному образовательному учреждению, а поскольку общее количество школ в Белгородской области на сегодняшний день 720, конкуренция между претендентами может оказаться довольно высокой.
Субсидии, которые получат победители конкурсного отбора, выделяются для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической учебной базы, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений. Конкурсный отбор общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, будет проходить с 1 февраля по 30 апреля 2007 года, учителей – с 1 февраля по 15 марта.
Каковы же критерии конкурса инновационных школ и лучших учителей Белгородской области в 2007 году?
Каждое образовательное учреждение, претендующее на участие в национальном проекте «Образование», должно быть методическим, ресурсным или опорным центром для других образовательных учреждений муниципалитета, субъекта Российской Федерации по одному или нескольким направлениям развития общего образования; пилотной, экспериментальной, инновационной или иной площадкой федерального, регионального или муниципального уровня; социокультурным центром для жителей микрорайона.
Как сообщила заместитель начальника управления образования Белгородской области Любовь Шипилова, в 2007 году предлагается внести некоторые изменения в порядок проведения конкурсного отбора школ, а именно, учитывая опыт 2006 года и рекомендации Федерального оператора по реализации национального проекта «Образование», отказаться от двухуровневой системы конкурсного отбора и проводить отбор только на областном уровне.
Критерии конкурсного отбора в 2007 году будут оцениваться дифференцированно (в 2006 году все критерии оценивались по 10 баллов). В 2007 году областные конкурсы «Школа года» и «Учитель года» будут совмещены с конкурсными отборами инновационных школ и лучших учителей. Победители областных конкурсов должны обязательно быть лучшими среди конкурсного отбора школ и учителей в рамках ПНПО. Квота для муниципальных образований не устанавливается, и участие в конкурсе будет носить заявительный характер.
Процедура проведения конкурса предполагает при необходимости выезд областной конкурсной комиссии в школы и проведение учителями-претендентами мастер-классов. Максимальный балл по всем критериям отбора равен 80 единицам. В обязательном порядке оценивается высокое качество результатов обучения и воспитания, эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе, обеспечение доступности качественного образования, продуктивность реализации программы развития учреждения и ее соответствие приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года.
Также в число критериев отбора школ входят демократичный характер принятия решений, эффективная деятельность органов самоуправления, отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся, позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к учреждению, обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса, участие в муниципальных, региональных и федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах.
Что касается IT- технологий, учитывается количество компьютерных классов в школе, и самих компьютеров на одного ученика, подключений к интернету, наличие локальной сети, качество и количество программного обеспечения, а ещё наличие школьного телевидения.
Уровень результатов ЕГЭ будет иметь немаловажное значение, как и количество золотых и серебряных медалистов и выпускников, поступивших в высшие и средние учебные заведения. Сведения о состоянии здоровья учащихся, уровень травматизма в школе могут сыграть едва не решающую роль для участия в конкурсе.
Не менее жёстки критерии конкурсного отбора лучших учителей. Они должны показать позитивную динамику учебных достижений обучающихся за последние три года, положительные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам. Деятельность учителя как классного руководителя, обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном, региональном уровне в виде проведения мастер-классов, семинаров, конференций, круглых столов имеет также немаловажное значение.
Очень важным на сегодняшний день является использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, как в процессе обучения предмету, так и в воспитательной работе. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка, в том числе обучение в аспирантуре, участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах станут ещё одним решающим фактором участия в национальном проекте «Образование».
Экспертиза участников деятельности Приоритетного национального проекта «Образование» будет осуществляться с участием ассоциаций попечителей, выпускников, экспертов и консультантов по вопросам общего образования; советов ректоров вузов, руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования; территориальной профсоюзной организации работников народного образования и науки; профессиональных объединений работодателей, родителей и других общественных организаций. Количество общественных организаций не может быть меньше пяти.
В заключение ещё об одном новшестве в реализации приоритетного национального проекта «Образование». В 2007 году впервые будет проведен конкурсный отбор по оказанию государственной поддержки образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования, внедряющим инновационные образовательные программы. Реализация данного направления предусматривает софинансирование со стороны региона в размере не менее 20,0 млн. рублей.
Александр Жихов, специально для ИА «Бел.Ру»