Posted 15 декабря 2006,, 07:17

Published 15 декабря 2006,, 07:17

Modified 29 июля 2022,, 11:30

Updated 29 июля 2022,, 11:30

А ну-ка убери свой чемоданчик…

15 декабря 2006, 07:17
Правомерно ли требование, предъявляемое к покупателям в магазинах самообслуживания, – сдавать личные вещи в камеру хранения? Не нарушает ли оно гражданские права? С таким вопросом в отдел защиты прав потребителей обратились жители области.

Специалисты областного управления по контролю качества товаров и развитию потребительского рынка подтвердили: покупатели не обязаны при входе в магазин сдавать свои личные вещи в камеру хранения. Это дело добровольное. Заставляя сдавать сумки, работники нарушают принцип свободы заключения договора (статья 421 Гражданского кодекса).

Прием и хранение вещей покупателя относится к услуге, которую магазин оказывает для удобства покупателя. К подобным услугам относятся создание мест отдыха; предоставление комнаты матери и ребенка – при продаже товаров для детей; гарантированное хранение купленных товаров; организация питания покупателей; продажа продуктов питания с потреблением на месте; парковка личных машин на обустроенной возле магазина стоянке.

Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предъявления купленных в других магазинах товаров. А при выходе – проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи. Это предусмотрено п.34 письма Комитета РФ по торговле от 17.03.94 №1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети».

Если сотрудники магазина категорически настаивают на том, чтобы покупатель сдал свои вещи в камеру хранения (а иначе не пускают в магазин), то потребитель вправе потребовать книгу жалоб и предложений.

Кроме того, отказывая во входе в торговый зал, магазин нарушает принцип публичности договора (ст.426 ГК РФ). Поскольку торговое предприятие не имеет права отказать в продаже товаров гражданину при возможности продать товар или оказать услугу. А занесенная в зал сумка продаже не мешает.

С жалобой на подобные действия работников магазина потребители могут обращаться в Роспотребнадзор по Белгородской области по адресу: г.Белгород, ул.Железнякова,2. Телефон (4722)34-03-16.

Информация предоставлена управлением по контролю качества товаров и развитию потребительского рынка департамента экономического развития области

"