Posted 23 июля 2004, 10:08
Published 23 июля 2004, 10:08
Modified 20 августа, 04:27
Updated 20 августа, 04:27
Здесь доля закупок, приходящаяся на электронные процедуры, приблизилась к 70% и составила 813,6 млн. руб., в то же время в Новосибирской области — 1599 млн. руб., что соответствует 45–50% от общих госзакупок в регионе, в Кемеровской области — 1739,3 млн. руб., что составляет 30–35% от общего объема госзакупок региона, а в Краснодарском крае — 102 млн. руб. (4–5%). Ханты-Мансийский АО и Республика Чувашия планировали в 2003 г. совершать при помощи системы электронных госзакупок около 30–40% всех госзакупок. Напомним, что ни одна из действующих систем не является одновременно полноценной и легитимной относительно федерального законодательства.
Московское правительство также прилагает усилия по организации электронных торгов. В конце марта 2001 г. мэр Юрий Лужков подписал распоряжение о разработке электронной торговой системы по закупкам товаров для нужд города. Реализация проекта была поручена «Московскому комитету по науке и технологиям» (ОАО «МКНТ») совместно с компанией «Центр электронной коммерции». Предполагается, что акционерное общество «Мосгорторги», созданное двумя этими организациями, будет занято созданием механизма электронных госзакупок в Москве. На конференции «Электронная Москва 2003» Владимир Систер, глава ОАО «МКНТ» и первый заместитель генерального конструктора ГЦП «Электронная Москва», сообщил, что созданная система уже сейчас готова обслуживать около 70% государственных закупок Москвы, но пока реализуется в трех префектурах — Центральном, Восточном и Северо-Восточном округах. В то же время, как отметил глава ОАО «МКНТ», для запуска системы необходимо «политическое решение», которое позволит сломить действующую практику госзакупок в Москве.
Некоторые региональные закупочные площадки уже хорошо зарекомендовали себя. Говоря об эффективности работы электронной площадки для госзакупок в Новосибирской области, Олег Бяхов, начальник управления по координации ФЦП «Электронная Россия» Минсвязи РФ, в интервью CNews.ru отметил: «Они закупают уголь на 15% дешевле, чем в Кемеровской области».
Площадки, аналогичные таковой в Новосибирской области, открываются и в других регионах. «В Краснодаре сейчас идет опробование такой же системы, — продолжает Олег Бяхов. — Они сосредоточились именно на закупках компьютерной техники. У них снижение по цене приобретаемого товара тоже порядка 20% по отношению к среднерыночной».
«Они (регионы-лидеры, — CNews.ru) формируют отдельные функциональные решения внутри целостного процесса госзакупок. Например, в Санкт-Петербурге на сегодня очень хорошо автоматизирована процедура формирования бюджетной заявки — предварительного бюджетного планирования. Как только заявка сформирована, все дальнейшие конкурсные торги проходят по обычному бумажному процессу. В Новосибирске, Белгороде, еще в других регионах — хорошо сформированы процесс поиска котировок, то есть подбора наиболее дешевого решения. При этом бюджетная заявка поступает из традиционного бумажного процесса и обычно даже не консолидируется, — отметил Олег Бяхов в беседе с корреспондентом CNews.ru. — Соответственно, как эксперимент — хорошо, но как совокупное типовое решение, которое завтра можно реализовывать на уровне всех регионов Российской Федерации — очень сомнительно до заключения Главного контрольного управления Администрации президента РФ, и мы хотим получить это заключение по правовой обоснованности этой схемы, потому что принято некое региональное законодательство… Есть множество достаточно серьезных правовых проблем в этой области, а технологически — это не такое сложное решение». В то же время Дмитрий Пантелеев, директор «Белгородского информационного фонда», проводящего электронные госзакупки для одноименного региона, сообщил CNews.ru, что весной 2003 года у них была проверка и Фонд работает. «У меня на столе лежат два прямо противоположных заключения юристов», — подчеркнул он, комментируя для CNews.ru законную силу Указа 305 в настоящее время.
Несмотря на отмеченное выше, предполагается, что в 2004 году новые российские регионы начнут проводить электронные госзакупки. В то же время, по мнению председателя правления НАУЭТ, Дмитрия Черешкина, «на электронных торговых площадках (ЭТП) для госзакупок могут быть установлены разные программные комплексы, и важно, чтобы они были взаимосвязаны между собой».
Сергей Шалманов / CNews Analytics