Posted 30 октября 2013,, 09:57

Published 30 октября 2013,, 09:57

Modified 29 июля 2022,, 11:05

Updated 29 июля 2022,, 11:05

Владимир Чуйков: Смотрите мультфильмы о доброте

30 октября 2013, 09:57
В Международный день анимации корреспондент информационного агентства «Бел.Ру» встретился с директором творческого объединения «Лаборатория кино», режиссёром-постановщиком и аниматором-любителем Владимиром Чуйковым.<br><br>В медийных кругах Белгорода Владимир давно известен не только как создатель креативных рекламных роликов, но и как режиссёр полнометражного серьёзного кино. Однако в этот день мы решили поговорить с ним именно об анимации.

1 440 кадров в минуту

Свою первую мультипликационную работу Владимир помнит до сих пор. В далёком 1993 году, работая на белгородском телевидении, он в соавторстве с режиссёром Юрием Сергиенко сделал заставку для передачи «Вечерний экран».

- Мы были молоды, и нам было интересно, что же из этого получится, - вспоминает Чуйков. – Попросили художника сделать пластилиновых героев. Муж и жена – так мы назвали их. Сюжет заставки был взят из жизни: жена хочет посмотреть одну телепередачу, муж - другую. В конце концов после бурных эмоций они останавливаются на канале, где идёт «Вечерний экран».

В дальнейшем Владимир делал мультипликационные проекты в различных техниках: для детского сада оживлял рисунки малышей, а также работал с аппликацией.

- Сейчас мы активно работаем с технологией Stop-motion. Это нечто сродни анимации, но данная система съёмки позволяет работать с реальными людьми вместо пластилиновых моделей. Мы делаем сюжет мультипликационным, потому что в мультиках вряд ли необходимо отображать все человеческие эмоции.

- А сколько времени уходит на создание пятиминутного анимационного ролика?

- Давайте посчитаем, - Владимир берёт в руки калькулятор. – Возьмём киношный вариант – 24 кадра в секунду. Умножаем на 60 секунд. Получается 1 440 кадров в минуту. Итого, чтобы сделать самый простой минутный мультик, художник должен нарисовать 720 рисунков. В целом на его создание необходимо пять суток. Но мы не приняли во внимание расфазовку, оживление, озвучку персонажей. Необходимо обдумать и облик героя, его эмоции, характер. Для этого нужно посмотреть на себя в зеркало, представить персонаж, потому что он будет срисовываться с тебя. Например, я рисую грустного клоуна. Я должен понаблюдать за собой, порассуждать, как клоун улыбнётся, как он заплачет… Потом переносишь все эти эмоции на расфазовку и показываешь художнику. В целом на создание такого простого ролика уходит месяц.

Хочется сделать то, что может принести удовольствие

- Меня нельзя назвать полноценным аниматором, - отметил Владимир. - Я не занимаюсь этим по роду своей деятельности. Да, я делаю кое-какую анимацию, но говорить о том, что я тот человек, который в нашем городе профессионально занимается анимацией, болеет ею, рисует и радуется этому, вряд ли. Не я этот человек. Да и в Белгороде вряд ли есть люди, которые занимаются ею полноценно. Но есть те, кто анимацией живут. Например, Виталий Яновский – очень хороший, творческий человек, который умеет рисовать мультфильмы. Знаю также Женю Крамского, который пытается создать в городе детскую анимационную студию, пытается научить ребят рисовать мультики. Ну и все те люди, которые работают в рекламных компаниях, занимаются видеопроизводством, волей-неволей сталкиваются с анимацией. И я один из них.

- Как обстоят дела с анимацией в нашем регионе?

- Сегодня к услугам аниматоров в Белгородской области, к сожалению, прибегают только рекламодатели. Среди них создание мультипликационной рекламы для компании считается шиком. Мы всегда стараемся отговорить от такой идеи. Просто это не всегда оправданный шаг. Нужно отвечать на вопрос «Зачем это нужно делать?». Ведь можно обойтись другими средствами. Создание мультипликационной рекламы – очень трудоёмкий и затратный в финансовом плане процесс. Платят естественно мало, поэтому и конечный продукт получается не самого лучшего качества. Поэтому мы и отказываемся от подобных проектов. Не хочется сделать то, что не доставляет нам удовольствие, не приносит радость. Я знаю, что такой мультфильм не порадует меня, поскольку он просто-напросто не доведён до ума. Вот такая горькая правда.

- А не приходила ли идея создать свой собственный, независимый мультфильм? Ведь в соседней, Воронежской области аниматоры сделали качественный полнометражный мультфильм «Снежная королева», который озвучили известные российские актёры.

- Я знаю об этом фильме, но, повторюсь, человек должен болеть этой работой, видеть её, жить ей. Когда-то мы сняли художественный фильм «Кома», на создание которого ушло пять лет. Я целых пять лет не мог заниматься какими-либо другими проектами. Нарисовать мультфильм - это значит посвятить ему год своей жизни. К сожалению, я не готов приступить к этой работе и пока нет такой силы, которая заставила бы меня сделать это.

Мультфильмы несут в себе воспитательную цель

- И всё же, если бы эта сила появилась, о чём был бы Ваш мультфильм?

- Вот это вопрос вопросов, - Владимир задумывается. – Это самый важный вопрос, на который бы хотел ответить любой художник. Наверное, эта работа была бы о том, что волнует меня. О том, что я хочу рассказать окружающему миру. Скорее всего, это был бы мультфильм о том, как в современном мире важно добро.

- Это был бы мультфильм для взрослых или для детей?

- Для взрослых: детям мне пока нечего сказать.

- То есть как Юрий Норнштейн с его «Сказкой сказок» и «Ёжиком в тумане»?

- Да. Но вообще я знаю, что все мультфильмы, создававшиеся для детей, на самом деле делали взрослые для взрослых. А дети? Они, конечно, будут смотреть их, потому что мальчики и девочки тянутся к знаниям. Но не в одном мультфильме вы не найдёте простые развлечения первого порядка: посмотреть и повеселиться. Нет. Каждый фильм несёт в себе не только определённую смысловую нагрузку, но и воспитательную цель, мысли от создателей. Вспомним мультфильм «Халиф-аист». Так вот, там был волшебный порошок, который надо было понюхать. Человек понюхал порошок - и стал другим персонажем. Он летал в своём сознании и воспринимал мир иначе. И об этом взрослые дяди и тёти рассказывают детям. Мне кажется, что главная его тема - наркотики. О том, как они влияют на человека. Не каждый, кто попробовал порошок один раз, сможет остановиться! И не каждый вспомнит главные слова, которые вернут его в нормальное обличье. И в этом мультфильме не все возвращаются… Взрослые поймут эту мысль.

- Сможет ли современный ребёнок правильно воспринять те мультфильмы, на которых росли мы?

- Безусловно, сможет. Другой вопрос: сможет ли он воспринять те мультики, что показывают ему сейчас? Правильно ли он понял их, какие выводы сделал и как эти умозаключения помогут ему в дальнейшей жизни? Ведь что сейчас происходит: есть такие родители, которым мультфильмы нужны для отвлечения ребёнка. Посадили они малыша перед телевизором, включили ему мультик, а он сидит и смотрит их заворожённо. Очень хочется, чтобы папы и мамы думали, что они показывают своим чадам. Ведь детская психика очень шаткая штука. Я бы своим детям не показывал даже некоторые российские мультфильмы, например созданные на основе русских народных сказок. Важнее всего, чтобы те мультики, которые смотрят современные дети, были бы о простых и нормальных человеческих отношениях. Сейчас мы теряем это! Люди перестают общаться друг с другом, они видят только свои проблемы и пытаются решить их, а поговорить, понять кого-то – сейчас это уходит на другой план. Это болезнь современных технологий.

- Вспомнился мой недавний разговор о том, что мы совсем перестали писать бумажные письма…

- Посредством Интернета мы можем передавать свои эмоции, но как? Если бы взяли в руки ручку и начали бы писать письмо, мы бы тысячу раз подумали, что хотим сказать этому человеку, зачем, что мы хотим услышать в ответ. Мы рассказали бы все новости, поделились переживаниями, показали бы своё отношение к какой-либо проблеме. Тем самым мы задумывались бы над своей жизнью и анализировали её, делали бы выводы. Мы написали письмо и стали лучше! А сейчас этого нет. Мы выплёскиваем свои эмоции в Сеть и дальше – разбирайтесь сами! Таким образом мы не растём вверх, на духовном уровне. Поэтому человеческое общение так важно для нас.

- Владимир, какие мультфильмы Вы порекомендовали бы смотреть нашим детям? Зарубежные или отечественные?

- Конечно же, наши. И не только мультфильмы. Та культура, которая есть в нашей стране, должна оставаться, и наши потомки должны воспитываться на ней. Но я люблю японское аниме, могу смотреть американские мультфильмы. Но это не наша культура! Я вижу детей, которые ходят в детский сад с игрушками - героями иностранной анимации. Это меняет сознание этих ещё неокрепших людей, они воспитываются в чуждой нам культуре. Я не говорю, что эти мультфильмы плохи, но они хороши для той страны, где их сделали. И запрещать смотреть их тоже нельзя. Но тому же самому аниме для своего ребёнка я бы предпочёл советских Чебурашку и Старуху Шапокляк. В наш век быстрых коммуникаций, когда одна культура смешивается с другой, хочется, чтобы основы русской культуры сохранились. Пока есть наша культура, есть и Россия.

Российская анимация велика, как русский балет

- Владимир, сегодня российская анимация набирает всё больше и больше оборотов. «Смешарики», «Маша и медведь», «Лунтик»… Как Вы оцениваете её?

- Я горжусь тем, что это происходит. Российская школа анимации всегда была одной из сильнейших в мире. Это как русский балет! В нашей стране много гениальных режиссёров-мультипликаторов, которые наконец-то стали востребованы. Очень хорошо сделаны и «Смешарики», и «Маша». Вроде бы и для современных детей, но и для современных родителей. Молодцы! Но ведь был период, когда российские мультипликаторы оказались никому не нужны. Для создания новых картин не было денег. Но наши аниматоры не сидели без дела.

Мы с братом прожили год в Англии. По местному телевидению я увидел столько современных мультфильмов, созданных русскими мастерами, но которые так и не увидели российские детишки, так как права на них были зарегистрированы за рубежом. Было очень больно осознавать, что это сделано нами, русскими, но не для нас. Я понимаю, что эти мультики были нужны и важны для детишек того непростого периода. Поэтому я рад, что сейчас российская анимация возрождается из пепла.

- Некоторое время назад многих россиян потрясла попытка запретить трансляцию советских мультфильмов, таких как «Ну, погоди!». Наверху посчитали, что они пропагандируют плохие привычки и прочее. Но ведь мы смотрели их…

- Это популистские меры некоторых нехороших людей, которые на отношении к нашим детям, к нашей культуре пытаются показать свою власть. Это большой минус. Мне кажется, что время расставит всё на свои места, никуда они не денутся! Мы смотрели эти шедевры мультипликации, и мы покажем их своим детям. Слава Богу, сейчас их можно найти и в Интернете. Это большой плюс!

Искусство - есть возможность рассказать окружающим о себе

- Как Вы думаете, есть ли сейчас в нашем городе ребята, которые занимаются анимацией, что Вы пожелаете им?

- Я уверен в этом! Что пожелать им? Не бояться, ведь кто, если не они? Подождём, наберёмся терпения, и эти ребята обязательно покажут класс! Если человек занимается искусством, то он в первую очередь самовыражается, создавая мультфильм, он растёт внутренне. Да, у него может не получиться, да, некоторые сравнят его работу с чушью, но это его новая ступенька в жизни. И лучше самовыражаться, чем оценивать какие-либо чужие работы. Хорошо, что сейчас всё больше людей увлечены творчеством. Да, пусть это несерьёзный уровень, но определённые шаги уже есть. Как известно, всем нам нужно идти вперёд через испытания.

Искусство - есть возможность поведать окружающим о себе и о том, что волнует тебя, это самовыражение через различные призмы. Главное - чтобы автору было что рассказать своим зрителям, и тогда это можно считать ростом.

Татьяна Косицына

P. S. Мы попросили Владимира прислать в редакцию одну из его анимационных работ, чтобы вставить в данное интервью.

- А ты умеешь рисовать? – спросил он.

- Ну… если только аниме, - замялась я.

Набросав на листке блокнота глаз, я передала рисунок Владимиру. Чуйков же сделал так, чтобы в нём загорелся живой огонь.

"