Posted 27 августа 2014,, 13:51

Published 27 августа 2014,, 13:51

Modified 29 июля 2022,, 13:02

Updated 29 июля 2022,, 13:02

Валерий Михайлов: В Европе много слушают джаз, у нас люди озабочены выживанием в стеснённых материальных условиях

27 августа 2014, 13:51
В преддверии концерта «Музыка лазурного берега» Валерий Михайлов – бывший участник белгородского симфонического оркестра, а ныне успешно развивающийся джазмен – встретился с корреспондентом «Бел.Ру», чтобы рассказать о том, как электровиолончель изменила его жизнь и чего ждать белгородцам от сентябрьского джазового концерта.

– Я знаю, что Вы буквально на последние деньги купили электровиолончель. Для чего Вам это было нужно?

– Да. Пришлось пойти на определённые жертвы, продать старенькую машину и стать пешеходом, но зато приобрести замечательный инструмент. Но лично для меня это стоит любых денег на свете… С электровиолончелью можно творить в более широком диапазоне музыки, на акустической виолончели джаз в полной мере не поиграешь, у неё несколько ограничены возможности по подзвучке в больших залах, при игре в эстрадных ансамблях. Электроинструмент обладает поистине безграничными возможностями в области цифровой обработки звука различными эффектами, которые я активно использую. И я продолжаю открывать этот инструмент для себя.

– Инструмент эксклюзивный?

– Инструмент не эксклюзивный, но достаточно редкий, его пришлось заказывать из США, поскольку в России на тот момент такой модели не было.

– Как вы относитесь к виолончели – как к живому существу или как к рабочему инструменту?

– Конечно как к живому, и не просто к существу, а как к верной спутнице жизни.

– У Вас интересная татуировка. Она расположена как раз на левой руке, так, что создаётся впечатление, будто дракон бегает по грифу во время игры. Это вышло чисто случайно или всё же так и планировалось?

– Я несколько лет занимался ушу и в память об этом сделал татуировку. Долго подбирал трафарет. Планировал украсить руку, чтобы было видно во время игры. По-моему, удалось.

– Вы упомянули, что были увлечены культурой Востока. Сейчас это увлечение продолжается?

– Да, некоторые медитативные практики – часть моей повседневной жизни, вообще для музыканта весьма полезен навык концентрации, а медитация в этом очень помогает.

– В восточной культуре большую роль играют символы и талисманы. А у вас есть свой талисман?

– Главный талисман музыканта – это собранность, потому что игра на инструменте требует большой концентрации, и если твои мысли летают где-то далеко и ты озаботил себя чем-то иным, то жди беды. У меня с детства была мечта стать военным лётчиком – оторваться от земли и полететь. Но у меня просто плохое зрение, и дорога в небо мне закрыта. Я повзрослел и начал увлекаться авиацией, принципами полёта, физическими законами. Тогда и понял, что свобода, которой обладает пилот, ведя машину в небе, это результат его безупречного владения знанием машины. Если посадить обычного человека с мечтой о полёте, он просто убьётся. А знающий человек свободен только оттого, что много лет посвятил изучению того, как это работает. То же самое и в музыке: без владения технической стороной, без знания законов музыки, музыкального построения фраз и ещё десятков прочих нюансов это не возможно. Тут никакой анархии нет, и в этом ты свободен.

– Вы как-то играли вместе с Бориславом Струлёвым, на первом его фестивале в Белгороде. Как Вам этот опыт?

– Не могу сказать, что он оказал на меня какое-либо влияние, но опыт игры с таким блестящим виолончелистом, конечно же, интересен. Мы иногда общаемся в соцсетях, также по его просьбе я сделал несколько инструментовок, которые он, кажется, не исполнил, насколько я могу знать. Но он занятой музыкант, и я понимаю…

– Валерий, а с кем бы Вам хотелось выступить на одной сцене?

– Чик Кория – это мечта любого джаз-музыканта. Но пока что это ещё недостижимая величина для меня. Доводится выступать со многими музыкантами, в Европе особенно. Уровень совершенно разный, тем не менее выступать каждый раз с разными людьми всегда интересно, потому что у каждого индивидуальная манера игры, и у любого музыканты ты можешь чему-то научиться, что-то почерпнуть, потому что в джазе каждый музыкант уникален.

– Вы много где играли. На каких площадках приятнее всего выступать?

– Конечно, больше всего привлекает большая сцена, потому что во время концерта происходит энергетический обмен между публикой и музыкантом. Если по каким-то причинам в зале мало людей, то и тонус падает, но всё равно стараемся держать себя на высокой энергетической планке.

– То есть ваша игра – это некий интерактив со зрителем…

– Это всегда так. Ты чувствуешь дыхание зала, они воспринимают тебя, и эта отдача буквально осязаема в воздухе. Тем более если публика положительно настроена и ей нравится то, что ты делаешь, то ты играешь с ещё большей отдачей, публика ещё больше отдаёт тебе, и такой прогрессирующий обмен энергией, пожалуй, – одно из лучших ощущений в жизни.

– У Вас ведь есть свои композиции. Музыка Вашего сочинения – авангардная, романтическая или… Как Вы можете её охарактеризовать?

– Раньше это были сочинения романтического характера, теперь все мои композиции – это джазовые темы.

– А Ваши соло абсолютная импровизация или хорошо отыгранные заготовки?

– У любого джазового музыканта есть свои выверенные фразы, соло, потому что в сложных произведениях не всегда импровизация оказывается удачной и на этот момент всегда у музыкантов есть страховка. Моя басовая партия всегда и всецело импровизационная, там полная свобода, а вот джазовые соло по большей части – заготовки с небольшими отклонениями в зависимости от настроения. Я джаз играю всего два года, и мне ещё тяжело свободно импровизировать.

– Джаз, который Вы играете с группой Electrolive похож на некий квартирник, такой душевный вечер давних знакомых. Это Вам больше по душе, нежели классические концерты в филармонии?

– Я бы не назвал это квартирником, хотя множество наших концертов проходит в небольших клубах, куда приходят наши постоянные слушатели и друзья. Формат нашего выступления вполне годен и для большой сцены, вопрос лишь в наличии необходимой звуковой аппаратуры.

– Когда Вы на сцене, чувствуется, как Вы получаете удовольствие от того, что делаете. А как проходят репетиции, с таким же удовольствием?

– Там идёт общение между музыкантами, это более семейный, интимный круг, и от этого тоже получаешь удовольствие, но совершенно другого плана. То, что ты покажешь на концерте. – это результат твоих трудов, но сам процесс подготовки, то, что ты делаешь для сцены, – это тоже невообразимо интересное явление, это всегда поиски чего-то лучшего, новые идеи какие-то. Да и вообще в джазе не играется одно произведение два раза одинаково, все партии музыкантов имеют импровизационный характер и даже на репетициях ни одно произведение не повторяется как по нотам. И мне, конечно, очень жаль, что публика не имеет возможности наблюдать за репетиционным процессом, потому что это не менее интересно, чем сам концерт. Всегда есть место шуткам, дружескому общению и всякого рода веселью.

– Вы не планировали записывать свои композиции на диски, тем самым сделать их ещё более доступными для широкой аудитории?

– Такие мысли есть уже давно, но технически и финансово без поддержки извне это сделать непросто, так что пока только в планах.

– Расскажите о своих музыкальных планах. Какой олимп планируете покорить?

– Олимп, который я покоряю уже почти два года – это джаз – музыка бесконечно разнообразная и сложная в исполнении, требующая многих лет трудов. Это целая вселенная. Джаз прогрессирует с невероятной скоростью. За сто лет его существования он прошёл тот же путь, что классическая музыка проделала за несколько столетий.

– Вы уехали жить во Францию. Почему?

– Климат, культура, море! Европейцы очень ценят музыку, во Франции джаз очень развит и популярен.

– И вот Вы снова в России, даёте концерты. Заметили ли Вы перемены к лучшему в культурной сфере? Что можно сказать, если сравнить уровень культуры у нас и на Западе?

– Здесь я попал в межсезонье, однако не могу не отметить старания и энтузиазм Тимура Халиуллина с концертами в парке Победы. Это превратилось в эдакий «народный абонемент». У него много постоянных слушателей, постоянные сюрпризы в программе, и, несомненно, высокий исполнительский уровень! Это прекрасно, такого нет даже в Европе, браво ему!

А про общий культурный уровень… К сожалению в нашей стране люди больше озабочены тем, как жить в достаточно стеснённых материальных условиях, если говорить о большинстве. Отсюда, как мне кажется, и низкая заинтересованность духовной стороной жизни, в том числе и музыкой. В Европе можно услышать джаз в магазинах, в такси, не говоря уже о многочисленных клубах с живыми исполнителями. Многие обычные люди слушают классику в записях, активно ходят на концерты. К сожалению, у нас это, по моим наблюдениям, пока редко. Хотя я бы хотел ошибаться по этому поводу. Посмотрим, сколько людей придёт на концерт 10 сентября.

– А что ждёт гостей концерта?

– В концерте будет порядка четырёх композиций собственного сочинения, которые прозвучат впервые. Гостей вечера ждёт разнообразная программа. Внимание слушателей должно переключаться со стилей, с темпов, с динамики, и люди будут более чётко воспринимать каждое произведение. Поэтому все программы, которые я играю, стараюсь максимально разнообразить. В столь короткий концерт мы постарались вместить произведения, которые очень сильно отличаются по жанру, и поэтому, я думаю, нашим зрителям скучать не придётся.

Беседовала Виталина Скрипина

Фото автора

"