Posted 23 июля 2014,, 10:28

Published 23 июля 2014,, 10:28

Modified 29 июля 2022,, 12:44

Updated 29 июля 2022,, 12:44

Психолог Ольга Черторицкая: Главная проблема детей переселенцев из Украины – это страх

23 июля 2014, 10:28
В течение нескольких месяцев белгородцы помогают вынужденным переселенцам из Украины. Помимо прочего, оказывается и психологическая помощь детям беженцев. С ними работают специалисты Белгородского регионального центра психолого-медико-социального сопровождения. Корреспондент ИА «Бел.Ру» пообщался со старшим методистом центра Ольгой Черторицкой.
Сюжет
Дети

– Ольга Юрьевна, чем занимаются сотрудники Центра в «обычное» время?

Мы оказываем консультативную, диагностическую и коррекционно-развивающую помощь несовершеннолетним и их родителям. Наши сотрудники взаимодействуют со специалистами образовательных организаций по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, определяют дальнейший образовательный маршрут для детей на основании врачебного заключения.

– Кому из беженцев вы помогали?

– В 23-й школе-интернате Белгорода был создан пункт временного размещения переселенцев из Украины. Мы проводили встречи с детьми начиная с 16 июня. Дети разного возраста. Кто-то из переселенцев приехал даже с новорождёнными. Мы работали с детьми от 2 до 12-13 лет. Всего было 33 ребенка, потом некоторые уехали, осталось 24.

– А куда отправились уехавшие?

– Несколько семей – в Мордовию, где им предложили жильё и трудоустройство. Некоторые родители отправили детей к бабушкам-дедушкам.

– В чём заключалась работа психолога?

– Мы разработали коррекционно-развивающую программу для занятий с детьми и подростками, целью которой было создание условий для психологической адаптации к новой жизни. При этом использовались современные технологии коррекции кризисных состояний: сказко-, арт- и игротерапия, которые позволяют снять эмоциональное и психическое напряжение, снизить тревожность. Оборудование, необходимое для проведения занятий, было передано по линии гуманитарной помощи. Для всех взрослых, прибывших из Украины, была проведена групповая консультация, на которой были рассмотрены вопросы детско-родительских отношений в семье, оказавшейся в сложной жизненной ситуации.

– Во что играли?

– Основным принципом игротерапии является моделирование кризисной ситуации. В процессе игры психолог помогает детям избавиться от чувства страха и негативных эмоций, сопряжённых с данной ситуацией.

– Что можете сказать о психологическом состоянии детей переселенцев? Что они в основном испытывают?

– Прежде всего – страх. Многие родители рассказывали, что дети просыпаются по ночам в слезах. Они вырваны из привычной жизненной среды. Здесь для них всё чужое, и что немаловажно – мало близких и знакомых людей. Дети оказались в новой, непривычной для них обстановке, что привело к нарушениям в сфере общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Дети боятся остаться одни, им нужно, чтобы мама была всегда рядом. Особенно это заметно в 3-4 годика.

– Что происходит с детьми постарше?

– У подростков страх трансформируется в агрессию: «А вдруг меня обидят?» Поэтому они начинают нападать сами. У старших это проявляется в форме вербальной агрессии (грубость, дерзость в ответах, ссоры со сверстниками), у младших – в физической. По сути у детей в такой ситуации обострены все чувства. Они и проявляются ярче, чем обычно.

– Для психологов центра помощь в адаптации детей к новому месту – сложная задача?

– Мы с этим уже сталкивались в других ситуациях. Любой ребёнок, попадая в новый коллектив, например, в школе, испытывает схожие чувства. Хотя есть и существенные отличия. После школы ребёнок всегда возвращается домой, в привычную обстановку, к семье. В случае переселенцев детям, конечно, сложнее, потому что они находятся вне дома. Нужно помочь им быстрее адаптироваться в новом, незнакомом месте.

– Что можете посоветовать родителям-переселенцам? Как им лучше вести себя с детьми?

– Им необходимо как можно больше времени проводить с малышами, выделить время на общение. Именно сейчас дети нуждаются в родительском внимании и заботе. Если ребёнок маленький – с ним можно поиграть, почитать его любимую книжку. Если взрослый – поговорить «по душам». Родители – самые близкие ребёнку люди, они лучше всего поймут и помогут.

Беседовал Сергей Егоров

"