Сергей Марцев: Водитель мокика, скутера или мопеда зачастую защищён на дороге меньше, чем пешеход

Сергей Марцев: Водитель мокика, скутера или мопеда зачастую защищён на дороге меньше, чем пешеход

Сергей Марцев: Водитель мокика, скутера или мопеда зачастую защищён на дороге меньше, чем пешеход
Интервью

23 июля 2013, 10:45
Мария
С начала лета в дорожных авариях в Белгороде пострадали четыре ребёнка, которые управляли мокиками и скутерами. Подобные ДТП с участием несовершеннолетних регулярно регистрируют по всей стране. Ситуацию призваны изменить поправки в законодательство, вводящие новую водительскую категорию для мелкого транспорта. О текущей ситуации и ожидающих нас изменениях корреспонденту ИА «Бел.Ру» рассказал начальник ОГИБДД по г. Белгороду Сергей Марцев.

- Сергей Борисович, охарактеризуйте скутеры, мокики и мопеды как транспортное средство. Что они из себя представляют?

- Главное отличие этого транспорта заключается в том, что он имеет очень низкий уровень пассивной безопасности и при этом развивает приличную скорость движения. Можно свободно передвигаться свыше 60 км/ч. Единственным элементом пассивной безопасности является мотошлем. Но, к сожалению, не каждый его использует.

Даже падение человека с мокика на скорости от 30 до 60 км/ч способно причинить серьёзный ущерб его здоровью - начиная с ушибов и ссадин. А при столкновении с движущимся транспортным средством за счёт малого веса травмы у водителя и пассажиров мокика будут ещё более существенными.

То есть на сегодняшний день водитель мокика, скутера или мопеда - это один из самых уязвимых в плане получения телесных повреждений участник дорожного движения. Даже, может быть, более уязвимый, чем пешеход.

- Как правило, на скутерах разъезжают школьники и пенсионеры. Кто из них представляет большую угрозу окружающим?

- Угрозу они представляют в большей степени как раз самим себе. И именно категория несовершеннолетних. У пенсионера или зрелого человека уже сформировалось мировоззрение, он ценит жизнь и оценивает складывающуюся обстановку. Он целенаправленно приобрёл этот скутер, чтобы доехать из точки А в точку Б, не совершив аварии. Свыше 85 % повреждений и травм в авариях на скутерах, согласно статистике, получают именно несовершеннолетние.

- Насколько часто водители мокиков и скутеров попадают в аварии в Белгороде?

- За шесть месяцев текущего года в четырёх дорожно-транспортных происшествиях участвовали мокики. Все эти ДТП были в июне и июле, и во всех четырёх случаях за рулём были лица не старше 16 лет. Что характерно, все такие аварии происходят ближе к спальным районам и районам индивидуального жилищного строительства.

- А кто чаще виноват в подобных авариях?

- Здесь в основном виновны водители мокиков. Потому что это полноценный участник дорожного движения, который управляет транспортным средством, но до настоящего времени законодательство не обязывает его пройти курс обучения. Да, может, он и полистал правила, может, в школе что-то услышал, но он не прошёл курс обучения теории правил дорожного движения, не приобрёл практических навыков вождения. Поэтому и складывается такая ситуация.

- Сергей Борисович, с ноября 2013 года владельцев мопедов и скутеров обяжут получать права на управление этим транспортом. Расскажите о сути этих изменений, и почему возникла такая необходимость?

- Обеспечение безопасности движения именно малых транспортных средств - это проблема не только города Белгорода и Белгородской области, но и России в целом. Поэтому правительством и президентом принято решение о внесении изменений в нормативно-правовую базу - в Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях. Там много глобальных изменений, но что касается скутеров, то будет введена категория М. Это подразумевает под собой то, что соискатель в кандидаты на получение этой категории должен будет в обязательном порядке пройти обучение - теоретические знания и практические навыки. Думаю, в программу включат и медицинскую подготовку.

Также будут внесены изменения, предусматривающие более жёсткую ответственность в отношении данной категории участников дорожного движения. На сегодняшний день, допустим, мы задерживаем скутериста без шлема, привлекаем к административной ответственности, он небольшой штраф заплатил и поехал дальше. То есть выявили, наказали вроде, но пока это наказание существенного эффекта не оказывает.

- И как же изменится, по-Вашему, ситуация после вступления в силу этих поправок?

- Во-первых, водители, которые получат категорию М, пройдут обучение, приобретут специальные навыки, дополнительно изучат законодательство. Они почувствуют, что за это правонарушение их ждёт довольно серьёзная ответственность. Я думаю, в целом всё это дисциплинирует и будет наведён определённый порядок.

На сегодняшний день масштабно проводится работа ГИБДД, обществом и СМИ. Однако основная проблема - это родители и родственники, которые приобретают мототранспорт лицам, не достигшим 16-летнего возраста. Понятно, что сделали приятное сыну или дочери, но никто не осознаёт тех последствий, которые могут быть. Может, родители и обучили ребёнка, и он сам не попадёт в аварию, но он ведь начинает катать друзей, подруг, передаёт транспорт товарищу: «На, Вася, прокатись, попробуй...» Дальше всё происходит бесконтрольно. Бесконтрольность заключается и в том, что дети начинают выезжать на такие магистрали, как проспект Богдана Хмельницкого. Сердце кровью обливается, когда дети едут без шлемов в этом транспортном потоке. Тут ведь совсем недалеко до беды. Либо кто-то подрежет, либо сам, не имея опыта, упадёт, а последствия очень тяжёлые. То есть бесконтрольность со стороны родителей не полная, но всё же присутствует. Их позиция просто непонятна. За шесть месяцев этого года составлено 11 административных протоколов на родителей по ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителей или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, в части допущения управления транспортным средством несовершеннолетним с нарушением ПДД».

- Как считаете, о чём ещё должны знать белгородцы, купившие или планирующие купить скутер?

- Важно знать, что этот малолитражный транспорт зачастую является предметом посягательств - на территории города Белгорода регулярно происходят кражи. Госавтоинспекция и в целом полиция активно работают по профилактике данного вида преступлений. С начала года проверили свыше 300 скутеров на причастность к кражам и угонам. В этой связи обращаюсь к владельцам этих скутеров, чтобы они всё же имели при себе документы, подтверждающие правообладание транспортным средством. Во избежание посягательств не оставлять свои скутеры без присмотра в людных местах и обратите внимание на хранение данного вида транспорта.

Беседовал Павел Черноусов

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter