Posted 22 февраля 2022, 14:10
Published 22 февраля 2022, 14:10
Modified 20 августа, 04:30
Updated 20 августа, 04:30
Когда вы начали заниматься кузнечным делом?
Это было в мае 1999 года. Я тогда ходил в моря. Приехал на майские праздники к друзьям. А у них было строительное предприятие с кузней. Там было всё в пыли, да и горн давно не разжигался, а возле молота лежала целая куча «костей» — кусков железа. Мне разрешили попробовать заняться этим делом.
Навёл порядок. Взял кусок мела, вышел на улицу, написал «Кузня». Только зашёл внутрь и женщина спрашивает: «Вы кузнец?», а я отвечаю: «Ну, наверное, да». Она меня попросила сделать 16 светильников. Я согласился.
Я абсолютно ничего не умел. Позвонил другу-сварщику, чтобы он мне помог. За стенкой был приём металлолома. Мы там набрали прутов. Стояли их плющили, резали труборезом — пытались сделать светильники. С горем пополам мы их одолели. Всё было ужасное корявое, но первая работа. С тех пор пошло-поехало.
Как появилась скульптура «Оленька» на трассе под Белгородом?
Я начал делать её 1 декабря. Через две недели она уже была готова. Она полностью сделана из железа — простая листовая сталь 1-2 мм. Металл покупал за свои деньги. В среднем это обходится около 10-15 тысяч рублей.
Где-то сталь проминали на холодную, а где-то подогревали. Лицо отливали — сложно его делать.
Она стояла в мастерской полдекабря и весь январь. Я знал, что человек её заберёт. Стоит и стоит. Друзья заходят, видят: «А почему ты её тут держишь?». Ну выставили её. Это было в конце января. Она три недели спокойно стояла без всякой нервотрёпки. Вплоть до момента, пока это не вышло в Сеть. Отреагировали так. Ну что сделаешь?
Я знал, что будет такая реакция. Я был к этому морально готов. Когда мне позвонил друг, я знал, почему он мне звонит. Потом был звонок от знакомого, что Москва вся гудит по поводу скульптуры. Когда у меня был третий звонок, я понял, что всё. Мы нашим дружным коллективом убрали «Попутчицу» с дороги.
Это не путана, как многие решили, а попутчица. У неё был мотоцикл и шлем. Поломалась в дороге, поэтому решила поймать попутку, чтобы ей оказали помощь. Но это ещё не вошло в композицию и народ «перевернул» историю так.
Она стояла на дороге почти месяц. Народ мимо проезжал, все её прекрасно видели. Люди останавливались, фотографировались, улыбались — воспринимали это позитивно. Стоит девушка и стоит. Дальше заработала фантазия людей. А сопротивляться в тех же соцсетях и пытаться доказывать, что это не то, о чём вы подумали, я не вижу смысла. У каждого человека своё мнение. Сейчас мы её демонтировали. Сняли с поддона и убрали подальше.
За сколько бы вы её продали?
В таком варианте и виде она единственная на 7 млрд населения. Это штучная работа. Такой никогда не будет. Точной копии даже я никогда не сделаю. Всё равно будут нюансы.
Есть люди адекватные, которые мне звонили. Они сказали, что с радостью поставят её у себя. Цена — секрет.
Кто покупает ваши изделия?
У меня много заказчиков от Новороссийска до Мурманска и от Калининграда до Владивостока. Люди ценят, звонят, заказывают, покупают или я сам дарю.
У меня три работы уехало в США, в штат Монтана. Люди меня находили и заказывали тематические изделия. Работы делал по эскизам художницы Оксаны Слободиной. Она мне рисовала ковбоев, медведей, горы. Отправлял свои работы даже в Индию. Там у меня заказали комбайн.
В Белгороде я работаю с определёнными людьми, которых я знаю. У них есть друзья-знакомые, которые рассказывают обо мне.
Почему вы дарите свои работы?
Я из тех людей, которые большую часть работ не продают, а дарят. Всё зависит от человека. Если я вижу, что человек адекватный, то я могу сделать ему такой подарок.
Вот на днях у меня были гости. У меня стояла скрипка. Я вижу, что у человека горят глаза, что ему это понравилось. Я предложил изделие бесплатно. Люди были просто в недоумении.
А ещё в прошлом году на фестивале в Рязани девушка долго смотрела на одну из моих работ. Ну я вижу, что человеку интересно. Я назвал ей цену в 15 тысяч рублей, потом скинул до 10 тысяч рублей, а после предложил за 5 тысяч рублей и донести до машины. Человек на меня смотрел с подозрением. Я предложил бесплатно, но покупатель развернулся и ушёл. Не смог воспринять информацию.
У меня даже выставка проходит, но популярностью не пользуется.
Почему к вам на выставки не ходят люди?
В «Родине» сейчас проходит моя выставка «Музыка металла». СМИ вообще не реагируют — полный ноль. Им это неинтересно освещать. Порядка 20 работ выставлено.
Вчера я посетил выставку и увидел результат — проходимость людей максимум 3-4 человека в час. На ту же «Олечку» на трассе отреагировали десятки тысяч человек. Адекватно или нет, мне неинтересно. Я в соцсетях не сижу, всё узнаю от друзей. Накуролесил и начудил со своей скульптурой.
Вам нужна реклама?
Если считают, что я этой скульптурой попутчицы решил набрать себе рейтинг или подписчиков… Знаете, мне это вообще неинтересно. Я пользуюсь кнопочным телефоном.
За 23 года я никогда себе не давал рекламы. Я не нуждаюсь в ней. Те, кому надо, находят меня. А как нашли — вопросы не задаю.
Над чем вы работаете сейчас?
Так как я рыбак-моряк, то делаю корабль. У него тоже два лица. Можно эту работу назвать «Корабль любви сел на мель». У меня нет художественного образования. Как художник по рисованию я вообще никакой. Мне проще видеть это в металле.
Ещё хочу сделать трёх богатырей по картине Васнецова. Основы для коней у меня уже есть.
Где вы берёте вдохновение?
Это беспрерывный поток. У меня в голове куча идей. Тут вопрос времени. Но, помимо собственных мыслей и идей, есть люди, которые просят меня сделать им заказы.
Ещё мне помогают знакомые художницы Екатерина Рысьева и Оксана Слободина.
Вообще за всю жизнь я сделал очень много работ. У меня слишком большая производительность. Я фанатик своего дела.
Я не называю своё дело работой. Ненавижу это слово. Я здесь в своём мире. Мне тут комфортно и хорошо. Я делаю то, что я хочу, а не то, что меня пытаются заставить.
Это у меня хобби. Я человек вольный и свободный.