Posted 20 ноября 2020,, 08:25

Published 20 ноября 2020,, 08:25

Modified 18 сентября 2022,, 11:04

Updated 18 сентября 2022,, 11:04

Здесь время как бы остановилось: почему старое депо под Белгородом нужно спасать

20 ноября 2020, 08:25
Михаил Чернышёв уже не один десяток лет пытается сохранить для истории объекты Сумской железной дороги. О том, что они из себя представляют и для чего стоит их восстановить, он рассказал в интервью ИА «Бел.Ру».

«Здесь время как бы остановилось. Перекрёсток эпох… Как бы там ни было, а великая культура XIX века своим шлейфом накрывала нас до 60-х годов прошлого века. Как сказал Эрих Ремарк, когда тяготы войны уже отступили, а разложение нравов ещё не наступило, человечество некоторое время благоденствовало… И сейчас памятники труда, самоуважения наших предков, могли бы стать спасительным якорем для последующих поколений».

Так рассказывает о станции «Готня», о Сумской железной дороге в Белгородской области человек, который всё своё свободное время отдаёт на то, чтобы спасти остатки важного и нетипичного времени начала прошлого века.

«Это уникальный период в истории человечества, когда реально действующие механизмы сочетались с древними традициями архитектуры, берущими своё начало из Греции, Вавилона и Рима. Такого узлового сочетания в истории, наверное, больше не будет, — рассказывает Михаил Чернышёв во время прогулки по станции Готня. — Если мы это утратим, потомки вряд ли будут довольны. Когда всё это строилось, использовались принципы храмовой и дворцовой архитектуры, включающие не только художественную кладку и природный камень, но и ландшафтные зоны».

Сумская железная дорога в 1910 году получила общероссийский приз за художественную эстетику. Станция «Готня» и здание депо — лишь один из узлов этой дороги. Здание пострадало во время войны, потом его не реставрировали, а просто по-советски достраивали. Но сохранились фасад, выложенные кирпичом арки, верхнее строение пути.

Локомотивное депо станции Готня построено Юсуповыми. Начали строить в 1906 году, закончили — в 1908. Механизм круга сделали уже в советское время — в 1936 году — из природного камня. Убрать побелку, зачистить швы — и будет очередной арт-объект, утверждает Михаил Чернышёв.

За сохранение оставшейся архитектруры, а через неё — памяти о делах наших предков, Михаил бьётся уже не годы, а десятилетия.

Здесь была перспектива создание ретро-поезда, идею поддержал Евгений Савченко, в 2008 году мы сюда приезжали на паровозе Л-22 и разворачивались. Но попытки создать ретро-поезд выходного дня постоянно откладывались. А сейчас возникла перспектива сноса депо.

Михаил Чернышёв сам обратился в редакцию ИА «Бел.Ру» за помощью. Я долго не мог взяться за текст — думал, что не могу проникнуться идеей, потому и не получится написать толково. Но когда увидел видеоролики Чернышёва из депо, понял, что дело нужно было делать ещё вчера, жалко будет, если всё это пропадёт.

Чего вы хотите добиться публикацией?

Привлечь внимание к охране исторического наследия железнодорожной и промышленной архитектуры, особенно дореволюционной, привести наш край к общему уровню. Ведь клан Юсуповых архитектурные красоты Петербурга и Царского села распространял на другие регионы, чтобы не было провинциализма, а повышался культурный уровень.

Остатки могут уничтожить?

А зачем возиться, если можно получить сиюминутную мелкую выгоду на той же утилизации кирпича. Сначала уничтожаются коммуникации, а потом и сами здания. Это забрасывает нас обратно в 90-е.

Давно вы взялись за это дело?

Можно сказать, всю жизнь посвятил Сумской железной дороге. В 2007 году благодаря вниманию москвичей, походам к Путину и Якунину вышло постановление об охране ценных железнодорожных объектов. Но у нас оно не исполнялось. Хотя губернатор Савченко поддержал идею ретро-поезда, ещё в 2003 году было распоряжение переписать все станции. В 2011-м я писал письмо Путину, он подписал резолюцию «принять Чернышёва главе РЖД». Там сказали: можешь за свой счёт дорогу инвентаризировать. Что и было сделано. Но дальше дело не пошло.

Вы сказали про кирпич — он настолько ценен, что на нём можно заработать?

Когда сносили жилой дом там, где ракитянский завод, кирпич советских пристроек продавался по 6 рублей за штуку. А кирпич с вензелями Юсуповых забирал учредитель сноса, «имя которого нельзя называть». Я четыре кирпича засунул себе в карман как память о заводе. Они, конечно, фантастического качества.

Давайте перечислим объекты Сумской железной дороги, которые стоит сохранить.

У меня есть целая таблица. Это сторожки одноэтажные — несколько штук, на 124-м километре арки из известняка, перед и за Томаровкой ещё три — из гранита. Часть заштукатурили — нужно возвращать архитектурный облик. Потом: вокзал станции Томаровка, ручные стрелки с аппаратами Милентьева-Гиленсона, станция Сумовская — вокзал, ручные стрелки, путепровод на въезде в Готню. На станции Готня — дома на улице Железнодорожной. Там вроде брали приказом под охрану, но не взяли доминантный дом 1916 года, потому что местный глава обшил его сайдингом. Нужно брать там под охрану несколько домов. Ну и наконец — локомотивное депо станции Готня.

Как именно можно помочь? Чьё нужно внимание, сколько нужно денег?

Финансирование пока никто не даёт. Но если мы хоть что-то сделаем, сюда можно получить и иностранных туристов. В депо я сам готов работать вахтовым методом. Там заломили оплату огромную за мастерские в депо и обрезали отопление. А на том оборудовании я мог бы сделать станционные часы и кронштейны для восстановления исторического облика здания станции Сумовская и самого вокзала, отлить колокола — и мы уже Москву бы обогнали по ряду моментов. Они свинтили один колокол со станции Свекловичная и молятся на него. Я могу наотливать копий и этих колоколов по всем станциям развесить.

Организация какая-то есть, которая этим занимается?

Её только нужно создавать. Собрать профессионалов, волонтёров. С чего начинать? К Белгороду прикреплены три паровоза. Они ездят только в Поезде памяти. Из-за этого — ржавеют, огромные деньги тратятся на ремонт. Паровозам нужно проводить обкатку, стажировать бригаду, которая у нас есть. Пригласить людей на тот же Томаровский вокзал, объяснить значение, показать архитектурные красоты…

В депо можно водить экскурсии?

Да, туда стоит перевезти из Белгорода паровозы. Поворотный круг нужно очистить, кровлю отремонтировать. А один из станков среднего размера прекрасно можно отдать в музей тыла — главное сохранить его. Тогда мы войдём одной обоймой с Москвой, Петербургом, Тихорецком, Иркутском и Челябинском и заменим Харьков.

Есть в России аналоги станции Готня?

Можно вспомнить Собянина, который такую же архитектуру в центре Москвы сохранил. Это винзавод, который прекратил работу, но стал архитектурным объектом. Станция Готня ещё как-то держится. Там этот дух архитектуры начала прошлого века: кирпичная архитектура, беспрецендентный исторический стиль, сдержанный, без пиршеств, но и без упрощений. Я считаю это золотой серединой. Но та культурная интервенция, которую сделали сто лет назад, к сожалению, подвисла в воздухе.

"