Posted 19 декабря 2014,, 14:05

Published 19 декабря 2014,, 14:05

Modified 29 июля 2022,, 13:29

Updated 29 июля 2022,, 13:29

Владимир Зубов: Повышение цен на российские товары в Белгороде – это спекуляция

19 декабря 2014, 14:05
В последнее время цены в магазинах стали зависеть от курса иностранной валюты. Производители местные, сырьё местное, а цены почти иностранные. В погоне за товарами белгородцы сметают с полок практически всё.

Чем вызван такой необоснованный ажиотаж, и что грозит недобросовестным предпринимателям, корреспонденту ИА «Бел.Ру» рассказал заместитель начальника департамента экономического развития Белгородской области – начальник управления по развитию потребительского рынка Владимир Зубов.

– Что происходит с ценами в белгородских магазинах?

– То, что происходит с долларом и евро – это девальвация. Она не может прямым образом влиять на цены товаров, которые производятся на наших предприятиях с использованием нашего сырья без импортного участия. Поэтому то, что происходит – это в какой-то степени беспредел, который нужно останавливать.

– Каким образом?

– Чтобы этот беспредел остановить, у нас есть существенный механизм влияния – комиссия при губернаторе. Ежедневно мы отслеживаем ситуацию на рынке, анализируем её. Также у нас замечательные рабочие отношения с Федеральной антимонопольной службой, которая имеет в своих руках острый инструмент в виде больших штрафов в случае выявления необоснованного роста цен на те или иные виды товаров.

– На какие товары цены сейчас явно завышены?

– За последние десять дней мы направили шесть заявлений в Федеральную антимонопольную службу, ещё два дела рассматриваются в Роспотребнадзоре. Это касается гречки, ряда круп и других товаров, у которых мы видим динамику увеличения цен. И я бы хотел несколько охладить горячие головы тех предпринимателей, которые на этой ситуации захотят заработать лишнюю копейку. Ведь они могут потерять гораздо больше, нежели заработать. И не только с материальной точки зрения, но и с точки зрения имиджевой, что тоже на сегодняшний день в условиях жёсткой конкуренции немаловажно. Если потерять имидж, то в дальнейшем предприниматель может вообще потерять всё.

Буквально вчера одно из крупных предприятий, выпускающих хлебобулочные изделия, обратилось в правительство с заявлением о повышении цен на хлеб. Правительство области считает, что никаких предпосылок для увеличения цен на хлеб на сегодняшний день нет. Мы собрали рекордный урожай, цены на энергоносители не поменялись за последние два-три месяца, цены на ГСМ тоже не менялись, а даже пошли вниз. Материалы по данному предприятию мы буквально сегодня направили в Федеральную антимонопольную службу, и я думаю, что результаты работы разочаруют их своими неотвратимыми мерами.

Буквально вчера появилась информация, что цены на чай и кофе могут повыситься до 30 %. Это возможно?

– Есть импортозависимые позиции, которые привязаны к доллару и евро, а есть те, которые от них не зависят. Что касается чая и кофе, то у них, естественно, импортосодержащая составляющая есть в большей степени, поскольку у нас на территории страны этот продукт не производится. Здесь может быть повышение, а насколько, пока я не готов сказать. А что касается круп, то это чистой воды спекуляция.

– Кто создаёт ажиотаж на товары?

– Самая большая беда у нас происходит от аналитиков и экспертов. Выходит некий эксперт и громогласно заявляет, что ожидается повышение цен на что-то. Могу со стопроцентной уверенностью сказать, что это проплаченный аналитик, который лоббирует интересы той или иной отрасли. Люди, услышав эту информацию, начинают закупать впрок. Появляется ажиотаж – появляется новая цена, потому что повышенный спрос влияет на ценообразование. Таким образом у нас раскачивается инфляция. И самая правильная позиция в такой ситуации – не поддаваться паническим настроениям, эмоциям, а вести обычный образ жизни.

Только не откликаясь на эти вызовы, мы можем сдержать ситуацию с точки зрения законодательства. И бизнес должен понимать, что если он сейчас ведёт себя безответственно, то наказание в любом случае будет. Я могу пообещать, что как только у нас будут первые результаты по проверкам, мы обязательно о каждом случае подробнейшим образом расскажем на всех каналах. Имиджевая составляющая должна пострадать обязательно.

Такого «героя» нужно знать в лицо.

– Обязательно! Пусть ходит и краснеет по улицам. Совесть – это, конечно, категория не материальная, но она должна быть.

И тут у нас больше вопросов к производителям. Вот наглядный пример – гречка. Объявили неурожай в Алтайском крае. Одним из крупных поставщиков гречки является производитель из Курской области. Он также поднял в два раза цену. Ну где Алтайский край и где Курская область?

Гречка сразу за собой потянула рис, поскольку именно он второй продукт после гречки. Люди стали закупать рис, додумывать, что будет дальше. Начали скупать разные крупы. Далее пошла цепная реакция. Почему именно гречка стала первопричиной? Потому что ажиотаж с гречкой уже был, и он сработал. Сейчас пошли по накатанной: сценарий заготовлен, декорации расставлены, клоуны и кукловоды готовы, все эти петрушки в виде экспертов и аналитиков заряжены. Просто дали команду – ведущий сказал про неурожай в Алтайском крае. И мы все пошли по этой цепочке.

– Высокие цены на зарубежные товары обоснованы?

– Да, они могут повышаться, это закономерность, от которой мы не уйдём. Мы это отслеживаем и понимаем, что если продукт привязан к валюте, то он имеет право на движение.

– А ответственность? Что ждёт недобросовестных производителей и предпринимателей?

– Сумасшедшие штрафы. Если антимонопольная служба выявляет нарушения в сфере действующего законодательства, то штрафы составляют сотни тысяч рублей. Предприятие может лишиться бизнеса. Может быть, не так часто мы этот инструмент используем, поэтому складывается впечатление о некой безнаказанности, но на самом деле инструмент очень острый и очень действенный.

Беседовала Виталина Скрипина

"