Posted 18 июля 2014,, 08:33

Published 18 июля 2014,, 08:33

Modified 29 июля 2022,, 13:38

Updated 29 июля 2022,, 13:38

Актриса Алёна Масленникова: Я не могу выйти на улицу и кричать. Получается, что я делаю это на сцене

18 июля 2014, 08:33
15 июля молодёжный театр «Спичка» вновь показал спектакль «Оffелия», о котором уже три года ничего не слышала белгородская публика. Почему спектакль вернулся именно сейчас, и какие изменения ожидали зрителей на этот раз, рассказали режиссёр театра Ксения Ломакина и актриса Алёна Масленникова.

– Как возникла идея поставить спектакль в 2011 году?

Ксения, режиссёр: На тот момент театр существовал на улице, количество актеров было ограничено, и мы, как любой начинающий любительский театр, начали работать, исходя из того, что у нас было. Из нескольких текстов был собран сценарий: это произведения Шекспира, пьеса Володина, Феликс Кривин с его сказками о зверях, «древние заветы» Бодхи. В текст нашей Офелии мы включили всё, что могло бы выразить нашу точку зрения по поводу основной истории. Так родилась «Оffелия». Не самый удачный опыт героини имеет не только любовную, но и философскую, более глубокую подоплёку.

– Почему спектакль вернулся именно сейчас?

Ксения, режиссёр: Совпало несколько событий. 2014 год – год культуры и Шекспира в России. 15 июля – день рождения театра. В июне театральный сезон был закрыт. Но летняя жизнь театра продолжается…

– Почему такие разрывы между спектаклями?

Ксения, режиссёр: Большой разрыв произошёл по причине отъезда Алёны для поступления в ГИТИС. Сейчас возникла взаимная потребность вспомнить эту постановку.

– Насколько сложно играть в моноспектакле, зная, что зрители будут смотреть только на Вас?

Алёна Масленникова, актриса: Я не думаю о том, что на меня будут смотреть. Я не думала так ни в 2011 году, ни сейчас. Я просто работаю, просто выражаю свои мысли. Когда мне есть, что сказать, когда у меня что-то болит, я выхожу и говорю об этом. И в этом году так совпало – у меня внутри что-то подобное, что мне очень хочется отдать. Я не знаю, как это описать, это очень странное ощущение. Когда у меня есть какие-то мысли, я не могу выйти на улицу и кричать об этом. Получается так, что я делаю это на сцене, и в этот момент я не думаю, смотрят на меня или нет.

– Вам проще играть одной или с другими героями?

Алёна Масленникова, актриса: Здесь такая двоякая ситуация: с одной стороны, в моноспектакле играть трудно, потому что ты один, и твоё воображение должно работать на тысячу оборотов, чтобы представить себе того же Гамлета, отца, мать, остальных персонажей. Тебе, получается, не к кому обратиться, ты один на площадке, мечешься, не можешь найти себе никакого пристанища. Минус ещё в том, что ты работаешь без антракта, ты не можешь передохнуть, перевести дух. С другой стороны, с партнёром нужно находить общий язык, с ним нужно работать. Это тоже сложно, люди все разные. Ты можешь быть с партнёром в конфликте, или наоборот, вы – влюбленная пара, а вынуждены сыграть какую-то ссору. Это тоже сложно.

– Вам далёк образ Офелии?

Алёна Масленникова, актриса: Сейчас я думаю, что нет. Раньше не хватало своего жизненного опыта, мне помогала работа с режиссёром. Мы много работали, я читала один и тот же текст по сто раз. Мы разговаривали, обсуждали какие-то моменты, Ксения часто проводила аналогии с моей жизнью (она знала, что происходило со мной) и старалась сопоставить их с жизнью Офелии. Предыдущие спектакли были какими-то неустойчивыми: один мог быть каким-то сказочным, другой – безумно провальным. Всё зависело от настроения, мне сложно было играть, я не до конца понимала все эмоции. Когда был подъём, вдохновение, тогда да, я играла хорошо. Сейчас я уже делаю на сцене всё осознанно, вспоминаю, как было у меня, свой опыт.

– Вы занимались актёрским мастерством до того, как пришли в «Спичку»?

Алёна Масленникова, актриса: Да, я занималась в театральной студии при Белгородском драматическом театре. Там мы играли в двух спектаклях, в массовке, были бессловесными существами. Какой-то опыт, минимальный, но у меня всё же был. Но занятий было не так много, они проходили всего раз в неделю, тем более только один сезон. Это даже не год, это промежуток времени с сентября по май. Я вынесла, конечно, какие-то азы, но всё то, что я умею, всё то, что я делаю сейчас на сцене, – это благодаря режиссёру театра «Спичка», только потому, что она меня всему научила.

– Каково вновь, спустя время, быть в образе Офелии?

Алёна Масленникова, актриса: Прошёл действительно большой промежуток времени, но суть в том, что я помню текст, заново я его не учила, только новый сонет. Сейчас я оказалась готова – я уехала в такой огромный мегаполис, я живу одна, я ставила всех близких и друзей здесь, мне есть, что сказать. Если раньше какие-то вещи режиссёр мне объясняла, потому что я не понимала многое, это была моя фантазия, то сейчас моего жизненного опыта на три года больше, и всё-таки это срок, особенно в возрастном промежутке 17-20 лет. Это очень большой рывок, поступление в институт, новая ступень социализации. И, конечно, добавился мой зрительский опыт. В Москве по студенческому я могу ходить бесплатно в любые театры. Я посмотрела самые разнообразные спектакли. Например, экспериментальный, классический. Оттуда я тоже что-то взяла.

– Ксения и Алёна, как вы считаете, вы получили от зрителей те эмоции, которые хотели получить?

Ксения Ломакина, режиссёр: Вопрос получения эмоций относится скорее к зрителям. Зачем они приходят в театр? И что получают или хотят получить? Реакция зрительного зала может быть самой непредсказуемой. Иногда бывает цепная реакция эмоций, то есть один человек очень эмоционально отреагировал и за ним второй, третий, и уже тогда зал. Бывает, что зрители (я наблюдала эту картину со стороны) боятся открыться в ответ, пустить в себя эмоции актёров, показаться свои. Мне кажется, среди нынешнего поколения невысказанность эмоций, равнодушие, безразличие входит в моду. Старшее поколение с удивлением отзывается о глубине постановок. На их лицах зачастую виден более яркий и эмоциональный отклик.

Алёна Масленникова, актриса: Я не могу сказать, что чувствую зрительный зал, какую-то его энергетику. В этот раз я заметила, что кому-то было либо очень интересно, либо кого-то настолько сильно зацепило, что он нервничал и ёрзал. Я не знаю, как интерпретировать такое поведение. В этом плане я немного эгоистична, как и большинство актёров новой драмы, потому что мне хочется что-то сказать – и я говорю…

22 июля в Пушкинской библиотеке состоится очередной показ спектакля «Оffелия» молодёжного театра «Спичка». Представление начнётся в 19:00.

Беседовала Алина Валенко

"