Posted 16 декабря 2013,, 06:24

Published 16 декабря 2013,, 06:24

Modified 29 июля 2022,, 12:50

Updated 29 июля 2022,, 12:50

Галина Карякина: Чтобы нарисовать свой портрет, один мужчина опустил лицо в песок и обвёл его

16 декабря 2013, 06:24
С каждым годом в мире становится всё более популярной песочная анимация. Студия рисования песком под руководством белгородки Галины Карякиной имеет в своём творческом послужном списке уже более 30 выступлений на самых разных площадках региона. По словам создательницы студии, творческий прорыв случился с ней накануне рождения сына Богдана. Корреспондент ИА «Бел.Ру» побеседовала с мастером песочной графики и сама попробовала создать первую картину.

Как рождается волшебство

- Почему песок? Как вообще родилась идея рисовать песком?

- С самого детства я любила рисовать, делать аппликации, коллажи. Моими лучшими друзьями были карандаши и краски. К сожалению, художником по образованию я так и не стала, но на любой работе руки постоянно тянулись что-то творить, как в детстве! И пиком этому стала моя беременность в 2008 году. В Интернете я увидела ролики, созданные в технике песочной анимации, и захотела этим заниматься. В те годы в Белгороде не было студий, где бы обучали этому изящному мастерству, поэтому пришлось поехать в Москву. В столице я встретила единомышленников, готовых помочь мне в освоении этого волшебства! Окунулась в песок с головой!

- В чём особенность техники рисования песком?

- Немного неправильно говорить, что мы рисуем песком: на самом деле мы манипулируем им. Каждый раз песчинки ложатся по-разному. Поэтому у зрителей после просмотра наших роликов остаётся небольшое чувство сожаления: нарисованная картинка исчезает, чтобы дать жизнь новому изображению. Многие из наших зрителей спрашивали, не жалко ли нам стирать полученный образ. Нет, ведь это чудесное мгновение может перерасти в нечто более прекрасное.

Песочная анимация – это 12-15-минутный ролик, который может быть и романтичным, и артхаусным. Нарисовать можно всё, но главное видеть в песке образ. А руки – это инструмент, который помогает творить чудеса. Человек, создающий картины на песке – это не только художник, но и актёр, режиссёр и даже звукооператор. Каждый образ он оживляет за секунды, а правильно подобранная музыка помогает ему настроиться на нужный лад.

- Галина, какие эмоции Вы испытываете, работая над теми или иными темами?

- Я едва сдерживала слёзы, когда мы создавали ролик про Прохоровское танковое сражение. Казалось, что это мы идём на войну с нарисованными солдатами, это в нас стреляют из орудий, это мы радуемся победе. Художник вживается в образы своих героев. Слава Богу, наш песок не видел столько крови, сколько впитала Прохоровская земля, но и он может передать всю трагичность, скорбь этого события, ведь это живой материал. Это выступление было эмоционально тяжёлым как для художника, так и для зрителей.

- А какой песок Вы используете при рисовании роликов?

- Я называю его волшебным (улыбается). Это кварцевый, лёгкий, пушистый песок, привезённый из Москвы. В его составе много слюды, которая светится на экране и на руках, поэтому, работая с ним, я чувствую себя феей.

Вообще же каждый художник работает со своим типом песка: кому-то нужен тяжёлый, крупный, кому-то, наоборот, лёгкий и мелкий, как соль помола экстра. Кто-то смешивает их, как мастер Артур Кириллов, а кто-то использует и вовсе экзотический песок, как израильская художница Илана Яхав – она единственная в мире работает с чёрным вулканическим песком.

- Но, например, обычным песком может рисовать каждый?

- Нет. Больше того, даже не каждый профессиональный художник может рисовать на песке. Идёт агрессия: «Почему я, художник с образованием, не могу совладать с этим материалом?» Здесь совсем другая техника: торчащий над экраном указательный палец смотрится неэстетично. Манипулируя песком, работает вся рука.

Левша правше рознь

- Галина, год назад Вы начали учить песочной анимации детишек. С какими трудностями столкнулись?

- После открытия студии мы регулярно проводили дни открытых дверей для маленьких белгородцев и их родителей. Некоторые дети занимаются песочной анимацией уже второй год. И, к сожалению, некоторых детишек родители приводят к нам из-за своей занятости: «Вот вам ребёнок. Занимайтесь им!» У нас малыши раскрываются, но иногда об их маленьких победах мамы и папы узнают только от психолога по телефону.

Кроме того, у многих детей плохо развита мелкая моторика, а из-за этого начинаются проблемы со здоровьем. Мальчики и девочки не работают дома с такими материалами, как пластилин или глина, не вырезают мелкие детали для поделок. На смену играм моего детства пришли сотовые телефоны и планшетники. Иногда родители приводят детей с этими новомодными игрушками, но я прошу забрать их у ребёнка. Стол для рисования песком лучше и полезнее технических новинок.

- Сделали для себя какие-то личные открытия, работая с детьми?

- Заметила, что детки-левши отличаются от правшей. Они рисуют удивительные образы, витая где-то в облаках. Правши более конкретны и склонны копировать работу мастера. Но наши занятия позволяю работать сразу двумя руками, то есть обоим полушариям мозга.

Мы никогда не поправляем ребёнка и не ругаем его за то, что он рисует не по классическим канонам. Мы уважаем его фантазию и развиваем её. Прежде чем начать занятие, мы здороваемся с песочком, делаем отпечатки своих ладошек. Пару штрихов – и вот с экрана нам машет львёнок или человечек. Это эмоционально расслабляет детей, студия для них словно театр, в котором они создатели своих историй и главные герои.

Со временем дети открываются: стеснительные становятся смелее, а непоседы – усидчивее и старательнее. По рисунку ребёнка можно определить его душевное состояние: что его радует, о чём он переживает.

- А чем отличается работа с взрослыми? С ними проще?

- Наоборот. Взрослые боятся ошибиться, у них есть комплексы, под которыми очень глубоко зарыта творческая жилка. У стола они теряются. Однажды на занятии, чтобы нарисовать лицо, мужчина нашёл оригинальный выход – лёг на стол и обвёл свой профиль.

Стать волшебником просто

Первый опыт общения с песком не у всех складывается удачно. Первое, с чем сталкиваются взрослые, подойдя к столу, – растерянность: что можно нарисовать с помощью пусть и волшебного, но песка? Галина Карякина советует: «Прикоснитесь к песку, почувствуйте его».

Поначалу холодный и непривычный материал постепенно становится тёплой, шёлковой, но всё же неподдающейся материей. Хочется собрать её всю до мельчайшей песчинки в середине светящегося стола. Но, погоняв песок по экрану пять-десять минут, начинаешь расслабляться. Взгляд словно раскрывается. Вот на экране появляется неприступная гора, около её вершины собрались облака. В низине обнажённые деревья, снег… А вот и избушка. Прикосновение пальцев – и вот из трубы пошёл дымок.

Стать художником очень просто, учиться никогда не поздно, и неважно, сколько тебе лет, главное - почувствовать и поверить в это.

Беседовала Татьяна Косицына

Фото автора и из личного архива Галины Карякиной

"