Инна Ракитянская: Единственная истинно мужская работа – донор спермы

Инна Ракитянская: Единственная истинно мужская работа – донор спермы
Интервью

16 июля, 10:03
Инна Ракитянская
Инна Ракитянская, первая и единственная женщина-водитель автобуса в Белгороде, поделилась с ИА «Бел.Ру» своей историей – через тернии к звёздам.

С 21 года она работала водителем троллейбуса, эта профессия была её мечтой с детства. А когда дела в МУП «ГПТ» стали совсем плохи, решила пересесть на автобус и два года билась со стереотипами и упрямым нежеланием перевозчиков брать на работу женщину.

Инна рассказала об отношении родственников к её профессии, травле коллег на работе, различиях между пассажирами, которые ездят в маршрутках и троллейбусах, и как добиваться своей цели, несмотря ни на что.

Photo:Инна Ракитянская

Что привело Вас к работе водителем автобуса?

Я уволилась из ГПТ, потому что работать стало совсем невыносимо: в месяц я могла отработать всего 3−4 смены, так как машины стояли под забором в нерабочем состоянии – запчастей не было, денег на них, соответственно, тоже. То есть приходишь на работу, тебя ставят в резерв на 3 часа, чего-то ждёшь, а потом тебе говорят «до свидания». Зарплату считали по часам, выходило всего около 6 тысяч.

На вождение автобуса права у меня уже два года, давно хотела попробовать, но никто здесь не давал работать. Начальство МУП «ГПТ» откровенно смеялось надо мной, унижало. Они говорили мне: «Ты никогда не будешь работать водителем автобуса в этом городе». Даже когда ходила к частникам, начинались сомнения и стереотипы со стороны начальства: «Надо мной все будут смеяться».

Как Вы справились с травлей на работе?

Был даже момент, когда я хотела уехать в Москву или Питер, потому что там девушки давно могут водить. А здесь я спрашивала: «Почему?», но чёткого ответа так и не услышала.

Просто я не хочу больше нигде работать, мне эта профессия очень близка. Мне нравится постоянное движение. Мой отчим – военный, благодаря ему я в третьем классе уже сидела за штурвалом самолёта, сажала его, на каких только машинах ни ездила.

Photo:Инна Ракитянская

Какова была реакция родственников на такой выбор профессии?

Родственники всегда только за меня, потому что они знают, какой я человек – всегда добиваюсь желаемого.

Я с детства мечтала быть водителем троллейбуса. Учат на эту профессию с 21 года, я ждала. Мама сначала была против – каждый день есть риск сесть в тюрьму. Есть люди, специально падающие в общественном транспорте. А потом она прокатилась со мной и всё. Она была очень удивлена, конечно.

Как сдавали на права? Как к Вам отнеслись?

Когда я пришла учиться в автошколу, работники стали звонить в ГАИ и узнавать, можно ли вообще женщинам учиться водить автобус. Сдавала в ДОСААФ. Я пришла на площадку, там было примерно 30 мужчин. Реакция разная, им было интересно. А потом сотрудник ГАИ говорит: «Давайте вам Ракитянская покажет, как площадку сдавать». Я, конечно, начала переживать из-за такой ответственности, но сдала на отлично. Были аплодисменты. После меня человек 10 не сдали – просто даже не смогли подняться на эстакаду.

Что сложнее водить – троллейбус или автобус?

Троллейбус, конечно. Там две дороги: вверху – провода, внизу – дорога. Например, на автобусе в случае необходимости я могу объехать пробку без проблем, а на троллейбусе вынуждена следить ещё за проводами, чтобы палки не оторвались. Единственное – в случае поломки троллейбуса за тебя всё починят, а с автобусом, в силу того, что там работают мужчины, необходимо всё делать самому. Но у меня муж – механик, электрик, диагностик больших машин, так что не пропаду.

Люди, которые ездят в троллейбусах, отличаются от тех, кто ездит в маршрутках. Первые привыкли ставить водителя «ниже плинтуса». Раньше это была очень почётная профессия, и у водителя троллейбуса зарплата была больше, чем у инженера. А сейчас каждый считает должным унизить: «Ты мне должен, ты – обслуживающий персонал». В автобусах такого нет, все молчат.

Были курьёзные ситуации на работе?

Конечно! Был случай, когда я застряла на секционном изоляторе на Мичурина. И троллейбус нужно было толкнуть. Поворачиваюсь в салон и спрашиваю, есть ли мужчины. Среди женщин сидел всего один мужчина, и тот с палочкой, пытался сделать вид, что его здесь нет. А что делать, вытащила его толкать троллейбус вместе. Всё сделали и поехали дальше. Однажды в клумбе застряла при повороте к Центральному рынку… Но ничего, тягач вытащил.

Photo:Ася Дугнист/Бел.Ру

Как долго Вы работали водителем троллейбуса?

Сначала около трёх лет, потом шесть лет не работала из-за рождения сына, и снова примерно три года.

Я как-то пробовала полгода работать в «Оранжевом острове». И это ужасно. Какие там зарплаты, что там приходится делать… Приходится и вокруг мыть ларёк, и мусор собирать, бычки и т. д. Снег вокруг чистить, лёд солью посыпать. Подносы огромные жирные мыть в маленькой раковине, сидеть там в жаре, печка постоянно работает. И работать по 14 часов: с 7 утра до 9 вечера.

А на обычной машине Вы ездите?

Да, у меня две легковые машины. Долго мечтала о первой, и ею стала «девятка». Потом купила себе другой автомобиль, первый отдала мужу. Я езжу, как хожу пешком. Необходимо быть одним целым с машиной.

Где Вы сейчас работаете? Как здесь приняли начальство и пассажиры?

У частника С. А. Гайдарова. Маршрут – 111(у). Абсолютно случайно устроилась на работу. Меня же нигде не брали, и я узнала, что будет собрание в «Белкомтрансе», пошла задать вопрос директору. Попалась на глаза нужному человеку, меня сразу же отвезли в гараж, показали автобус, и я поехала. Естественно, все документы у меня были с собой. Спасибо ему за то, что взял меня на работу, не испугался стереотипов, доверил мне машину, пассажиров.

Люди, конечно, в шоке были. Некоторые спрашивали о водительском опыте. На автобусе я отработала всего пять смен, а уже слышу много комплиментов, ко мне подходят женщины – здороваются и благодарят, что я их подождала. Негативных отзывов не было.

Как вообще Вы относитесь к частным перевозчикам?

Здесь нельзя обобщать. Есть водители, а есть наездники. Те, кто ответственно относятся к своему делу, и наоборот. Бывает, смотришь – один и тот же автобус несколько дней ездит без одной горящей фары. Даже в нашем депо не все следят за состоянием машин. Помню, когда работала в троллейбусе, даже как-то шторки покупала на все окна, на Новый год всё украшала.

Photo:Ася Дугнист/Бел.Ру

Какой у Вас график?

2/2. Выезд у меня в 6:20 утра, и где-то до 22:00 я работаю.

Как Вы оцениваете работу общественного транспорта в Белгороде?

Я бы хотела, чтобы поставили отдельные полосы для транспорта. Сейчас из-за погони каждого за деньгами идут аварии, падение пассажиров. У всех водителей маршрут расписан по времени, мы зависим друг от друга. Бывает, не успеваешь, и приходится бросать какие-то остановки.

Во многих городах сохранились кондукторы, но не в Белгороде. Ваше отношение к этому?

Конечно, для водителя отсутствие кондуктора очень неудобно. В Белгороде от этого отказались из-за экономии. Тогда же нужно было платить зарплату и кондуктору, и водителю, а так последнему доплачивают всего 600 рублей за двойную работу, а это ведь тоже сказывается на качестве перевозки.

В нашем городе пытаются ввести оплату проезда при входе. Как Вы считаете, какая система удобнее?

Абсолютно всё равно. Либо пассажиры выходят через переднюю дверь, либо заходят. Некоторые говорят, что это будет дольше. Я с этим не согласна. Пускай попробуют.

Как Вы считаете, есть ли чисто мужские профессии?

Есть – донор спермы.

Хотели бы Вы стать дальнобойщицей? Теперь женщинам разрешили работать в этой сфере.

С удовольствием. До водителя высшей категории мне осталось сдать только на грузовик и прицеп. Может быть, в будущем.

Дайте совет женщинам, которые боятся разрушить стереотипы о «мужских» профессиях.

Даже сейчас, когда я приезжаю на конечную, есть те, кто смеётся в сторонке. Ни на кого не нужно обращать внимание. Если ты хочешь чего-то добиться, ты это сделаешь. Вода камень точит. Я пыталась два года, в итоге устроилась же. Что я посоветую? Идти к своей цели!

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter