Posted 15 декабря 2017, 12:07

Published 15 декабря 2017, 12:07

Modified 20 августа, 02:08

Updated 20 августа, 02:08

О градостроительной реформе на территории Белгородской области

15 декабря 2017, 12:07
Первый заместитель начальника департамента строительства и транспорта региона Александр Шаталов рассказал, какие изменения ждут белгородцев в строительной сфере и кого они коснутся.

– Почему возникла необходимость в этих изменениях?

– Начну с тех вызовов, которые перед нами стоят:

Первое.

К сожалению, в условиях кризиса, который наиболее остро переживает строительная отрасль, мы вынуждены констатировать увеличение количества случаев неисполнения и ненадлежащего исполнениязастройщиками своих обязательств как перед властью, так и перед дольщиками. Мы должны на это реагировать.

Эти обязательства, как правило, касаются:

– строительства объектов социальной инфраструктуры;

– обеспеченности строящихся объектов парковками;

– благоустройства;

– озеленения;

– непосредственных обязательств перед дольщиками по строительству в установленные сроки качественного жилья.

Стоит задача – искоренить на территории области такое явление, как обманутые дольщики.

Основная причина этого явления в том, что на строительный рынок допускались недостаточно проверенные застройщики либо застройщики, имеющие неустойчивое финансовое состояние. В условиях кризиса такие компании, как правило, не справляются со своими обязательствами. Как итог – обманутые дольщики. Впредь такого допускать нельзя.

Мы видим, что и федеральное законодательство идёт этим же путём. Я бы сказал даже более жёстким путём. Кроме этого, есть случаи неисполнения застройщиками обязательств по строительству объектов социальной инфраструктуры.

Второй вызов – это качество возводимых объектов и в первую очередь – архитектура и благоустройство.

К сожалению, приходится констатировать, что многие объекты не то что не соответствуют современным требованиям, но их строительство, мягко говоря, не учитывает сложившуюся архитектуру. Есть вообще «шедевры» в переносном смысле. Чтобы навести порядок в архитектуре, нам также нужны инструменты, которые появятся у нас благодаря реформе, которую мы обсуждаем.

Кроме архитектуры, не всегда качественно и не в ногу со временем выполняется благоустройство, включая озеленение. Как правило, отдаётся предпочтение так называемому выходу коммерческой площади недвижимости, в результате страдают обычные люди.

Следующий вызов – плотная и точечная застройка, и, как следствие, – нехватка парковочных мест.

Что мы имеем в результате – забитые автомобилями дворы, пробки, чрезмерную нагрузку на имеющуюся инженерную и социальную инфраструктуру.

Это вызовы. Какие перед нами стоят задачи?

Сегодня в целом в стране взят курс на создание качественной жизненной среды, реализуется федеральная программа по созданию качественной городской среды. В нашей области этим вопросам уже давно уделяется серьёзное внимание.

Как известно, губернатором Белгородской области Евгением Савченко поставлена глобальная задача – преобразовать Белгородскую область в рукотворный парк. Для решения данных задач нам также нужны инструменты.

– Так в чём конкретно будет заключаться реформа?

– Изменения будут касаться трёх направлений:

Первое направление– это усиление контроля при выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.

С 1 января 2018 года все процедуры по предоставлению разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию на территории области будут осуществляться исключительно в электронном виде. Исключение установлено только для граждан, когда наряду с электронным форматом можно будет обратиться за разрешением на бумаге.

С 1 декабря в качестве «пилота» данные процедуры уже запущены на территории Белгорода и Белгородского района.

Почему мы это делаем? Пришло время переводить эти процедуры в электронный вид, и мы видим, что ряд регионов, в частности Московская область, уже задали этот тренд. Это неизбежное требование времени.

Кроме этого, с одной стороны, нам это позволит сделать процедуры и сроки их осуществления прозрачными и удобными. С другой стороны, позволит департаменту строительства и транспорта в лице управления государственного строительного надзора установить надлежащий контроль за исполнением застройщиками своих обязательств и не только перед дольщиками, но и в области архитектуры, благоустройства, озеленения, обеспеченности строящихся объектов парковками и т.д.

По каждому случаю выдачи такого разрешения мнение департамента будет доведено до органов местного самоуправления, которые должны будут принять на себя ответственность за предоставления разрешения соответствующему застройщику в каждом конкретном случае.

Как это будет выглядеть?

Электронная программа, которая сегодня создаётся, будет позволять видеть всю процедуру, а также направлять в муниципалитет мотивированное мнение региона, которое должно быть учтено при принятии окончательного решения.

Что в конечном итоге это даёт?

Это даёт возможность заблаговременно заострить внимание органов местного самоуправления по всем ключевым вопросам реализации будущего проекта, в конечном итоге это повысит ответственность на местах.

Для застройщиков потребуется только качественно готовить документацию и заранее обзавестись электронно-цифровой подписью.

Для граждан при получении разрешений на строительство индивидуальных жилых домов такую подпись можно будет бесплатно оформить непосредственно на портале Госуслуг.

Да, я не сказал, все процедуры будут осуществляться через региональный портал Госуслуг. Срок оказания услуг – 7 рабочих дней.

Также в рамках первого направления планируется осуществить перераспределение части полномочий в сфере градостроительной деятельности между регионом и органами местного самоуправления. 14 декабря соответствующий законопроект приняли в областной Думе.

О чем идёт речь и зачем это необходимо?

Речь идёт о передаче от органов местного самоуправления на уровень региона таких полномочий, как:

принятие решений об утверждении схем территориального планирования, генеральных планов поселений и городских округов, правил землепользования и застройки;

– утверждение проектов планировки и межевания территорий;

– предоставление разрешений на отклонение от предельных параметров строительства;

– предоставление разрешений на условно разрешённый вид использования земельных участков.

Также теперь уполномоченный орган региона будет принимать решения о развитии застроенных территорий, о комплексном развитии территорий по инициативе органов местного самоуправления.

Планируется, что таким органом по части полномочий будет управление архитектуры и градостроительства области, а по ряду полномочий – департамент строительства и транспорта области.

Все процедурные вопросы по-прежнему останутся на местах, мы берём на себя полномочия лишь по проверке документов до их утверждения и принятию окончательных решений об утверждении данных документов. Раньше их утверждали муниципальные советы, земские собрания, главы.

Но, как показал опыт других регионов, в частности Московской области, чтобы повысить качество, нужно перераспределить полномочия.

– Что такое Единый центр принятия решений в области архитектуры, о котором в последнее время говорят?

– Второе направление реформы – создание Единого центра принятия решений в области архитектуры.

Мы понимаем, что объекты необходимо изначально грамотно строить. Здесь основным инструментом будет выступать процедура согласования архитектурного облика объектов.

По объектам, имеющим важное общественное значение или формирующим архитектурный облик населённого пункта, обязательным условием реализации проекта будет являться его одобрение архитектурно-градостроительным советомобласти.

При этом в отношении таких проектов обязательным будет проведение архитектурных конкурсов.

Кроме этого, будут разработаны и внедрены в практику стандарты жилья, благоустройства, а также стандарты, применяемые к отдельным видам объектов, например, АЗС, районы ИЖС, комплексное благоустройство прилегающих территорий к дорогам и другое.

Все процедуры в рамках вышеуказанных направлений также будут осуществляться в электронном виде.

Третье направление – это создание Единого информационного пространства в сфере градостроительной деятельности для всего региона.

– Расскажите подробнее, что это за система и что она позволит?

– Мы делаем единую региональную систему, внутри которой у каждого муниципалитета будет своя подсистема. В базу войдут следующие данные:

— информация в сфере земельных отношений;

— градостроительная и проектная документация;

— разрешительная документация;

— обеспеченность инженерной инфраструктурой.

Это позволит систематизировать всю документацию. То есть, если власти, бизнесу или частному лицу потребуется информация о земельном участке или объекте строительства, то данная система позволит сформировать полную информацию вплоть до инженерной инфраструктуры.

Мы планируем запустить систему в 2018 году. Сегодня мы активно готовим программное обеспечение. Система позволит существенно сократить сроки оказания услуг: то, что сегодня делается вручную, будет делаться автоматически. Так, к примеру, планируется автоматическое формирование градостроительных планов земельных участков.

Как я уже сказал, это системные меры, и в совокупности они позволят справиться с вызовами и решить те амбициозные задачи, которые перед нами стоят. В конечном итоге выиграют все: граждане, бизнес, наши города и посёлки и область в целом.

Подпишитесь