Posted 13 мая 2013,, 11:29

Published 13 мая 2013,, 11:29

Modified 29 июля 2022,, 13:02

Updated 29 июля 2022,, 13:02

Андрей Изварин: Каждый бюджетный рубль будет привязан к конкретной программе

13 мая 2013, 11:29
Белгородская область переходит на новый принцип формирования и исполнения регионального бюджета - программно-целевой. За этой несложной формулировкой кроется фактически новый способ расходования бюджетных денег, когда простому налогоплательщику должно стать ясно, на какие конкретные цели тратится каждый рубль бюджета.
Сюжет
Бюджет

Заместитель начальника департамента финансов и бюджетной политики - начальник бюджетного управления Белгородской области Андрей Изварин рассказал об особенностях бюджета нового формата.

- Андрей Анатольевич, в чём суть программно-целевого подхода к формированию и исполнению бюджета и в чём отличие от того подхода, который был раньше?

- Основная цель программно-целевого метода заключается в том, что все расходы бюджета расписаны по определённым направлениям. Суть в том, чтобы все расходы максимально были заключены в программы, чтобы деньги шли не просто на содержание какого-то учреждения или органа, а были привязаны к какой-то конкретной цели, которая есть в той или иной программе.

В таком подходе есть несколько положительных аспектов. Первое - максимально долгосрочный период, привязка к стратегическому планированию. Если есть программа - значит, есть цель, и она должна быть достигнута в определённые сроки.

Каждый бюджетный рубль будет привязан к конкретной программе. Все данные открыты, прописаны в программах, их можно обсуждать, а также по истечении времени станет понятно, достигнута цель или не достигнута.

По программе надо показать определённый результат и отчитаться.

Основная идея нового метода формирования бюджета заключается в том, чтобы не просто содержать бюджетную сферу, а реализовывать различные программы, которые исходят из задач социально-экономического развития РФ, региона, субъекта и муниципалитета, в частности.

При введении нового программно-целевого принципа ставится ещё одна цель. В каждой программе есть внепрограммная часть. Например, заработная плата чиновников. Теперь чиновник должен понимать, что его заработная плата тоже направлена на достижение конкретной цели по программе. Деньги, которые тратятся на содержание чиновника, должны расходоваться лишь не на то, чтобы он был и занимал своё место, а для того, чтобы он решал конкретные цели и реализовывал программу, был её администратором и достигал конкретной цели.

- При переходе на программно-целевой способ формирования бюджета сам бюджет становится более открытым для налогоплательщиков?

- Да, безусловно, более открытым и, главное, более понятным. Попытаюсь объяснить на простых примерах.

При обычном подходе можно, например, сказать, что направлены некие суммы на содержание детских садов. Понятно, куда пошли деньги, но непонятно, какие результаты должны быть достигнуты в данном случае. А когда есть программа, в ней прописаны конкретные параметры и цели.

Или можно отчитаться - был закуплен томограф. И что дальше? А при использовании программно-целевого принципа формирования и исполнения регионального бюджета должно быть оговорено, что благодаря купленному томографу, например, должно увеличиться количество вылеченных пациентов. То есть можно купить томограф и его как-то использовать, а работая по определённой программе, специалист понимает, что благодаря этому томографу он должен увеличить эффективность работы и снизить заболеваемость людей до заданного показателя.

- То есть главный принцип - принцип ясности: куда и зачем идут деньги?

- Да. Чтобы было понятно, что вложение каждого бюджетного рубля - это не обобщённое «содержание бюджетной сферы», а процесс, который повлечёт изменения в позитивную сторону того или иного показателя жизни общества.

Это то же самое, если я даю сыну рубль и говорю: «Я хочу, чтобы ты был лучше». Это - как сейчас... А по-новому: «Я даю тебе рубль. Ты купишь себе гантели, накачаешь руки и должен будешь подтянуться три раза». Вот это уже программа. Я ему дал и денег, и программу. Извините за такие совсем простые и детские примеры. Но суть в этом. То есть не просто «Быстрее, выше, сильнее!», а «Выше на 2 см, быстрее на 2 км/ч, сильнее на два подтягивания!».

Мы только в начале этого пути, задача стоит комплексная. На данном этапе мы хотим хотя бы максимально сгруппировать деятельность по направлениям в программах, сделать их долгосрочными и привязанными к тем целям, которые ставят президент и губернатор. Пока главное - поставить каркас, «скелет», на который будет нарастать соответствующее «мясо».

- Внедрение нового принципа формирования и исполнения регионального бюджета связано с переходом на трёхлетнее планирование?

- Исходя из требований времени, необходимо расширение горизонтов планирования. В этом году мы приняли трёхлетний бюджет, хотя раньше планировали только на один год.

Введения такого подхода вошло в практику из-за ряда причин, таких как зависимость от федерального законодательства, от поступлений федеральных средств, от конъюнктурных изменений рынка и многих других. Сейчас необходимо унифицирование горизонтов планирования, а все программы на весь период своего действия должны быть оптимально насыщены средствами. Ведь ставится задача повышения доли программ в областном бюджете до 50-70 %, а в идеале - до 90 %.

- В трёхлетнем периоде это делать удобнее?

- Да. Долгосрочное планирование является более системным. Когда долгосрочная цель заявлена, после окончания определённого срока можно уже оценить, что достигнуто или не достигнуто, и, исходя из этого, планировать дальнейшие шаги по реализации.

- Есть ли примеры других регионов РФ, где уже планируется бюджет, исходя из новых, программно-целевых принципов?

- Есть успехи в Москве, Брянской области, Тверской, в Республике Коми...

Кроме того, задача ставится гораздо шире простого введения нового принципа. В долгосрочной перспективе нужно создавать несколько систем независимого общественного и экспертного контроля. То есть стране необходимо не только внедрение определённых программ, но и создание целостной системы предварительного обсуждение целесообразности их принятия и компетентной оценки результатов.

И самое сложное - разработка критериев оценки. Ведь должны быть определены такие критерии, которые будут понятны всем: чиновнику, проверяющему, любому гражданину. Необходимо создать такую систему, чтобы результаты деятельности были измеряемы, понятны и контролируемы. Тогда каждый гражданин сможет прийти, например, к народному избраннику или в госорган и узнать, как реализуется определённая программа, прописанная в бюджете.

- Можно ли выделить в бюджете Белгородской область какие-то отрасли или сферы, которые нуждаются в первую очередь в применении такой схемы?

- Я считаю, что все отрасли подлежат программно-целевому подходу.

У нас уже около трёх лет реализуются мощнейшие программы модернизации здравоохранения и образования. По ним была оказана очень сильная поддержка из федерального бюджета. Как показывает практика, многие программы уже дают результаты.

В то же время необходимо понимать, что с позиции оценки результатов в социальной сфере программы вводить труднее всего.

- Для каждой отрасли это, по сути, эволюционно новый принцип управления расходами?

- Да. Если в каждой отрасли раньше было заявлено несколько программ, то сейчас они должны быть сгруппированы в одну. Планирование должно строиться по схеме: одна отрасль - одна программа. В рамках глобальной программы могут быть различные подпрограммы, но вся отрасль должна быть пронизана программной целью и её решать.

- Когда можно будет говорить о результатах внедрения этого подхода и сделать первые выводы?

- Я думаю, что мы окончательно и полностью войдём в режим программного бюджета с 1 января 2014 года. Уже к середине 2015-го можно будет взвешенно оценивать итоги, полноценно проработав и оценив результаты 2014 года.

Самым главным итогом будет выстраивание системы целеполагания, независимой оценки, соответствующего независимого экспертного и общественного контроля и своевременное принятие решений по корректировке работы с программами.

Беседовал Сергей Шевченко

"