Posted 7 марта 2013,, 07:54

Published 7 марта 2013,, 07:54

Modified 29 июля 2022,, 13:23

Updated 29 июля 2022,, 13:23

Мэт Херсковиц: Предложение выступить в Белгороде слишком заманчиво, чтобы отказаться

7 марта 2013, 07:54
Классику, выходящую за рамки академичности, затейливые джазовые аранжировки и экспрессию исполнения готов подарить белгородцам музыкант из Канады Мэт Херсковиц. «Пианист, импровизатор и композитор», - написано в его биографии. «Пианист-виртуоз, непревзойдённый импровизатор и талантливейший композитор современности», - говорят о нём музыкальные критики.

Увидеть и услышать живого Оскара Питерсона - именно так называют Херсковица в музыкальном мире - белгородцы смогут 13 марта на одном из концертов II Международного музыкального фестиваля BelgorodMusicFest. Как рождаются его новые сочинения, в какой обстановке он привык заниматься творчеством, Мэт лично рассказал читателям портала Belclassic.ru.

- Мэт, Ваш друг Борислав рассказал нам, что, узнав о фестивале в Белгороде, Вы не раздумывая согласились? Почему? Вы выступаете на главных мировых сценах, откуда такой интерес к российской глубинке?

- Я решил принять участие в белгородском фестивале, потому что меня попросил об этом Борислав. А всё, что он делает, становится чем-то грандиозным! Я лично в этом убедился после того, как однажды он пригласил меня выступить с ним в джаз-клубе Birdland в Нью-Йорке. Получилась отличная вечеринка под великолепную музыку!

Здесь, в Белгороде, я смогу предстать перед публикой в различных жанрах: соло, с оркестром, с джазовым трио, в конце концов, выступлю с самим Бориславом и со скрипачкой Анной Боровик - слишком заманчиво, чтобы отказаться! Я с нетерпением жду концерта. Уже 20 лет прошло с моего последнего визита в Россию.

Судя по анонсу в Сети, фестиваль будет потрясающим! К тому же, он станет частью культурной олимпиады «Сочи-2014». Это весьма почтительно!

- Какие произведения Вы собираетесь представить публике в Белгороде?

- Я хочу выступить с классическими произведениями в своей джазовой аранжировке. Это будут этюды Шопена, Концерт для фортепиано Шумана и несколько произведений Баха. Также я представлю несколько собственных сочинений: «Месть» Прокофьева (по мотивам его этюда) и «Плач Беллы» - эту песню я написал для мюзикла «Белла, краски любви». Он о жизни великого русского художника Марка Шагала и его жены и музы Беллы. Также я аранжировал песню Avant, которую написал совместно с поп-дивой Ларой Фабиан, для того чтобы исполнить её вместе с Бориславом и Анной.

- Пожалуйста, откройте нам секрет. Мы слышали, что специально для нашего фестиваля Вы сочинили новую композицию. Это правда?

- Да, это правда. Борислав попросил меня сочинить оригинальное произведение специально для фестиваля, что-нибудь в русском стиле. И я сочинил.

- У Вас есть муза? И есть ли особые приёмы, которые помогают написать музыку? Может быть, особое место или определённое время дня и ночи, когда Вам легче всего настроиться...

- У меня есть свой собственный способ работы. В первую очередь я продумываю стиль произведения и только потом ищу вдохновение в этом жанре. Всё, что мне нужно, - определиться с темой, после чего произведение рождается быстро и как-то само собой.

Моя музыка - это в основном сочетание классики и джаза. Я пишу только то, что я сам слушал бы с удовольствием. Таким образом, моя музыка доступна разнообразной публике. В общем-то, я - мелодист, я сочиняю мелодии, это моя сильная сторона, и я всегда начинаю именно с этого. Будь то лирическая композиция или, напротив, ритмичная, эту мелодию всегда можно напеть.

А вообще, я люблю сочинять ночью. Считаю, что ночь - это время спокойствия и умиротворения. Именно ночью можно выкинуть из головы переживания дня и сосредоточиться на процессе. Я могу сочинять везде. Иногда мне нравится приходить в кафе для того, чтобы творить. Возможно, это покажется странным - наслаждаться работой в шумном месте, но шум мне не мешает вообще.

Ещё мне нравится сочинять во время долгих переездов на поезде, особенно на маршруте Монреаль - Нью-Йорк, так как дорога занимает 11 часов. За это время я могу весьма плодотворно поработать, ведь там больше нечем заняться!

- Бывают ли у Вас творческие кризисы, когда Вы не можете закончить композицию? Как Вы с этим справляетесь?

- Я всегда заканчиваю свои произведения, даже когда это трудно. Вдохновение не всегда ходит рядом. И в те моменты, когда оно покидает, необходимо собрать все силы и трудиться до тех пор, пока дело не сдвинется с мёртвой точки, а это происходит всегда.
Особенно помогает, когда есть заказ на написание музыки с чётко поставленными сроками, и тогда у меня нет другого выбора, кроме как сдать работу вовремя!

Есть у меня партия для струнного квартета, которую я не закончил ещё 25 лет назад - у меня просто не было мотивации. А в прошлом году я нашёл этот незаконченный струнный квартет и понял, что в нём много отличных находок. Завершить начатое у меня желания так и не возникло, но этот квартет вдохновил меня на написание другого музыкального произведения для струнных инструментов! Ничего не исчезает бесследно - всё становится частью процесса создания произведений. Осознание данного факта помогает мне бороться с депрессией, когда вдохновение покидает меня.

- У Вас есть человек, которому Вы первому представляете на суд свои новые произведения? Или же Вы полностью полагаетесь на свой вкус и доверяете только себе?

- Скажем так, я доверяю своему собственному вкусу. Но в моей жизни есть человек, кому я люблю наигрывать свои новые произведения в момент их создания только для того, чтобы понимать, что я двигаюсь в нужном направлении. В любом случае получать объективную оценку от того, кому доверяешь, всегда прекрасно.

- Вы нервничаете перед выступлениями? Если да, то как с этим справляетесь?

- Нет, я больше не волнуюсь, я привык к сцене. Хотя немного нервничаю перед действительно грандиозными выступлениями, например перед концертом в Карнеги-холл - это было волнительно! Живое выступление по ТВ тоже слегка волнительно для меня. Но это не проблема. Когда я на сцене, забываю обо всём.

- Какого зрителя Вы предпочитаете - обывателя или музыкального, образованного? И каким, по Вашему мнению, должен быть концерт, чтобы Вы сочли его удавшимся?

- Я предпочитаю зрителя, который просто наслаждается музыкой. Недолюбливаю музыкальных снобов, так как они обычно уже знают, чего ждут от выступления, что хотят получить, и, если что-то идёт не так, часто разочаровываются.

Я ценю осведомлённую аудиторию, людей, у которых есть опыт слушателя, будь то классика или джаз (или оба этих жанра), но это вовсе не обязательно. Я люблю публику, которая приходит на концерт, отбросив все предрассудки, просто для того, чтобы насладиться отличным выступлением. Ты чувствуешь её положительную энергетику, она передаётся артисту. Такой зритель обычно не уходит разочарованным!

"