«Учитель года» из Губкина рассказала о зарплате, удалённом обучении и своих фишках

«Учитель года» из Губкина рассказала о зарплате, удалённом обучении и своих фишках

«Учитель года» из Губкина рассказала о зарплате, удалённом обучении и своих фишках
Интервью

5 октября, 08:10
Фото: из личного архива
День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования, который отмечают 5 октября. В честь события журналисты ИА «Бел.Ру» пообщались с победителем регионального этапа Всероссийского конкурса профмастерства «Учитель года России — 2021» Анастасией Гречухиной.

Анастасия Гречухина работает учителем истории и обществознания в средней школе № 1 с углублённым изучением отдельных предметов в Губкине Белгородской области. В основном педагог работает со старшеклассниками. Стаж — шесть лет. О трудностях профессии, удалёнке и индивидуальных фишках — в интервью ИА «Бел.Ру».

— Почему вы решили связать свою жизнь со сферой образования?

Я целенаправленно поступала на специальность «учитель». Училась в НИУ «БелГУ», историко-филологический факультет. Там же в 2019 году окончила аспирантуру. Мне всегда была интересна история с её выдающимися людьми, героями своего времени, философией, загадками и тайнами. Желание быть учителем, наверное, мне передалось от бабушки. Она была учителем русского языка и литературы. А я ещё со старшей школы знала, что хочу передавать знания детям, сделать их детство ярче и насыщеннее. И, конечно, мой учитель истории привил мне любовь к этой профессии, став замечательным примером отдачи делу, которое любишь.

— Ожидание от профессии и реальность сильно отличаются?

— Реальность полностью совпала с ожиданиями. Я работаю в душевной, прекрасной школе, коллектив меня поддерживает, ученики понимающие. Мы, как одна большая семья. Все препятствия преодолеваем вместе. Я нахожусь в своём русле.

— Сложно ли работать с детьми?

— И да, и нет. Наступают иногда сложные периоды, волнение (особенно в выпускных классах), бывает, что снижается мотивация у учеников. Но я стараюсь показывать детям только положительные эмоции. И всегда нахожусь в поиске того, как бы заинтересовать учеников своим предметом. Когда мы совместно идëм к одной цели (будь это получение знаний, сдача ГИА, подготовка к олимпиадам), наступает момент объединения, и от этого испытываешь настоящее счастье.

из личного архива

— Как вам кажется, в чём разница между современными детьми и детьми предыдущих поколений?

Я не помню поколение до меня (разве что, по фильмам и рассказам). Сравнивая учеников с собой, я понимаю, что они точно такие же. Да, изменились средства, возможно, переориентировались ценности. Но они тоже сталкиваются с проблемами подросткового периода, с выбором своего жизненного пути. Они дружат, любят, переживают. Поэтому я их понимаю и принимаю. И, конечно же, помогаю не только получить знания, но и ориентироваться в современном жизненном пространстве. Изменился только подход, а «вечное» останется при любом поколении.

— Есть мнение, что сейчас образовательная программа хуже, чем была раньше. Действительно ли есть большая разница?

— Любая система, которая не будет развиваться, погибнет. Наша система образования развивается: что-то отмирает, что-то совершенствуется. Есть и минусы, и плюсы. Возможно, новая программа больше ориентирована на общественные запросы современности, и ученикам предстоит жить в новом мире, где функциональная грамотность выходит на первое место. Урочную систему никто не отменит, время показало, что это лучший вариант обучения. Но и индивидуальную траекторию развития тоже нужно реализовать. Радует, что я могу подстраивать программу, не нарушая границы, под каждого ребёнка или отдельный класс.

из личного архива

— Бумажная работа. Сколько времени уходит на составление отчётов? В чём учителю нужно отчитаться?

— Существует федеральный перечень отчётов. Их не так много. У нас в школе всё в цифровом формате. Когда есть наработки, составить отчёт не так сложно. Либо его можно скачать из «Виртуальной школы». Конечно, классное руководство занимает больше времени, чем работа предметником. Но и быть классным руководителем — большая ответственность.

— Считаете ли вы, что оплата труда соответствует тому объёму работы, который выполняет учитель?

Действительно, повышение в заработной плате есть. За шесть лет работы моя зарплата выросла в два раза точно. Весомо выросла оплата за классное руководство. Знаете, тут как посмотреть. У нас есть часы, ставка. Но специфика нашей работы отличается практически от всех профессий. Это образ жизни. В 20:00 мне не оплатят разговор с ребёнком или ответ на просьбу родителей. Но я понимаю, что я нужна обществу, в котором живу. Важно установить границы и понимать, что человеческий ресурс не бесконечен.

— Что бы вы хотели изменить в нынешней системе преподавания?

— Наверное, это самый сложный для меня вопрос. Образовательную политику я только изучаю. Считаю, что сейчас нужно приостановиться и проработать то, что есть, потому что новшеств слишком много. Нужно сделать выводы из того, что сделано, а уже после что-то менять. К сожалению, за новшествами теряется смысл и суть, особенно, когда нет итогов и рефлексии работы.

— Удалённая работа. Как вы справились с дистанционным обучением на карантине, какие были сложности? Насколько эффективно онлайн-обучение? Сколько пробелов появилось в знаниях учеников и как вы их восполняли?

— Дистанционное обучение показало, с одной стороны, что мы были не готовы к такому формату, с другой, что мы смогли быстро перестроиться. Сейчас, в случае дистанционного формата, уже наработан эффективный алгоритм действий. Год назад это было сделано скорее рефлекторно. Кстати, на дистанционном обучении мои ученики лучше сдали ЕГЭ. Парадокс. Пробелы есть, но и возможности заполнить эти пробелы тоже есть, так как существует огромное количество цифровых платформ, которые в этом помогают. Но я не люблю спешить в этом плане, тщательно изучаю, высматриваю проблему, подбираю индивидуальный путь решения, хоть это и занимает много времени.

— Какие индивидуальные фишки вы используете во время работы с детьми?

— Умение общаться, доносить сложное простыми словами (не упрощая информацию), обладать эмоциональным интеллектом. Наверное, это мой фундамент. А методы, приёмы и средства могут быть какие угодно — от традиционных до информационных.

— Помогают или мешают современные технологии в образовании?

— Современные технологии только помогают учителю выстроить современный актуальный урок, дают возможность выйти за рамки учебного класса и информации в учебниках. Но их нужно применять с умом. Ничто не заменит живого общения, живого поиска, когда ученик сам пробует, щупает, открывает. Технологии — это хороший помощник, но ни в коем случае не замена традиционному уроку.

— Насколько активно вы на своих уроках боретесь с телефонами и планшетами?

— Необходимо каждый урок выстроить так, чтобы ученикам было настолько интересно, чтобы не было желания заглянуть в телефон. Когда урок приносит эмоции, впечатления, тогда и телефон уходит на второй, третий план.

— Как вы решились стать участником Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2021»?

Для меня конкурс идёт уже полтора года. Это достаточно продолжительный период в жизни. Началось всё с желания попробовать свои силы, некой авантюры: «а почему бы и нет?». Главной мотивирующей точкой для меня стала возможность самореализации и самообразования. Конкурс — это лучший курс повышения квалификации.

из личного архива

— По мнению некоторых родителей, учитель должен быть учителем 24/7. Он не имеет права выставлять фотографии в купальниках, употреблять алкоголь и сигареты даже вне своей работы. Как вы к этому относитесь?

Считаю, что нужно строго расставлять границы личной жизни и трудовой деятельности. С одной стороны, мы все обычные люди — отдыхаем на море, катаемся на лыжах, ходим в спортивных костюмах. Считаю, что СМИ не должны утрировать в негативном ключе данный факт. С другой стороны, я понимаю, что я пример, образ, и моя репутация должна быть исключительной. Как я могу учить детей чему-то, если сама это нарушаю? Баланс должен быть во всём.

— Скорее всего, вы знакомы с фразой сатирика Михаила Задорнова: «Россия — страна с непредсказуемым прошлым». Что думаете по этому поводу?

— Как историк скажу, что на непредсказуемом прошлом, которое было реальным настоящим, можно создать уверенный фундамент для прекрасного будущего, взяв лучшее, что дали нам наши предки.

Сюжеты:
Эксклюзив
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter