Posted 29 ноября 2017, 19:22
Published 29 ноября 2017, 19:22
Modified 20 августа, 01:15
Updated 20 августа, 01:15
БЕЛГОРОД
Один из ярких примеров организации водоснабжения в регионе – это водоканал областного центра. Управляется он региональными властями. Деньги на развитие приходят из областного бюджета и внебюджетных источников.
На сегодняшний день объекты централизованного водоснабжения и водоотведения Белгорода и Белгородского района находятся в ведении ГУП «Белводоканал» и не переданы по концессионному соглашению какому-либо иному хозяйствующему субъекту, в том числе частному бизнесу. Сергей Тараканов, генеральный директор ГУП «Белводоканал»
ЗАМЕНА
Пожалуй, главная проблема системы водоснабжения областного центра (как и везде в регионе и России в целом) – изношенность труб.
Длина водопроводных сетей в Белгороде составляет 1153 км. Строились они на протяжении длительного периода времени – начиная с 1948 года. Длина ветхих сетей (со степенью износа 90-100 %) сейчас просчитывается в объёме 445 км, или 38 %.
Реконструкция системы водоснабжения не поспевает за темпами износа. Так, в 2015 году было реконструировано 2,92 км сетей, в 2016 году – 2,94 км. Это тоже достаточно серьёзные цифры, однако кардинально ситуацию с ветхими водопроводными сетями они не меняют.
ПОМОЩЬ
Местным властям необходима финансовая помощь федерального центра. Однако профильная федеральная программа была приостановлена с 2014 года.
В период с 2011 по 2013 годы реализация пообъектного перечня осуществлялась в рамках федеральной целевой программы «Чистая вода», с 2014 года финансирование за счёт средств федерального бюджета приостановлено. В настоящее время финансирование мероприятий осуществляется за счёт средств областного бюджета и внебюджетных источников. Юрий Галдун, начальник департамента ЖКХ Белгородской области
СХЕМА
В общих чертах аналогичная схема управления водопроводным хозяйством задействована и в других муниципалитетах Белгородской области.
Ситуацию могли бы исправить частные деньги. Но власти оказываются зажаты между Сциллой и Харибдой, то есть необходимостью применять нерыночные механизмы управления (жёсткое регулирование тарифа на воду) в ситуации, когда в ней необходимы рыночные механизмы.
СКОЛЬКО СТОИТ
Строительство и реконструкция водопроводных сетей в регионе проводятся в соответствии с планами (перечнями), которые на каждый год утверждаются областным правительством.
С 2011 года в реконструкцию и строительство сетей водоснабжения, водоотведения, а также в строительство сооружений на них в Белгородской области было инвестировано более 5 млрд рублей. Деньги пришли из федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников.
В 2017 году в Белгородской области запланировано построить 34,1 км сетей водоснабжения, различные сооружения водоснабжения и водоотведения. Общая сумма инвестиций превысит 270 млн рублей.
МНЕНИЕ
Экономисты считают, что водоканалы могут быть прибыльными даже при существующих условиях. Прежде всего это касается населённых пунктов со сравнительно большим количеством жителей. Особенно если там, где, помимо физлиц, есть достаточное количество промышленных пользователей. Потребности предприятий могут в разы превышать объёмы потребления воды населением.
ПРИБЫЛЬ
Результаты финансовой деятельности водоканалов в городах Белгородской области существенно различаются. Для примера мы взяли данные по некоторым городским предприятиям за последние пять лет.
ВЫРУЧКА
Другой важнейший результат работы водоканалов – выручка от продажи.
КОНЦЕССИЯ
Чтобы привлечь бизнес в эту сложную, неповоротливую систему, федеральные власти открыли своеобразную «лазейку»: позволили коммерческим структурам брать местные водоканалы в концессию. По сути это долгосрочная аренда.
В Федеральном законе «О концессионных соглашениях» прямо сказано, что его целями «являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям».
В идеале бизнес от такой схемы должен получать прибыль, а потребители услуг – повышение их качества.
Однако предприниматели, похоже, не выказывают активного желания связываться с развитием этой сферы. Государство ищет рычаги по упрощению передачи водоканалов в руки инвесторов.
ПРОЦЕДУРА
В частности, «снимаются» формальности в процессе передачи водоканалов в стороннее управление. Пока что это касается МУПов. Федеральные власти идут навстречу местным администрациям, для которых этот вопрос приобретает серьёзное значение.
В прошлом и в этом году мы столкнулись с тем, что к нам стали поступать документы из муниципальных прокуратур. В частности, это касается Прохоровского района. В материалах говорилось о том, что местный водоканал передан в управление с нарушением конкурсных процедур. Мы стали их рассматривать вместе с прокуратурой, администрацией района, признали факты нарушений, наложили два штрафа. Похожая ситуация была в Шебекинском районе. Сергей Петров, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
Напомним, что в статье 17 Федерального закона «О защите конкуренции» сказано, что заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, договоров доверительного управления может быть осуществлено только по результатам проведения конкурса.
Сама передача водоканала в управление муниципальному предприятию законом допускается. Нарушение заключалось в том, что не проводилась конкурсная процедура. На это уходит примерно месяц-полтора. Однако в сложившейся ситуации промедление могло вызвать недовольство. Люди элементарно могли остаться без воды. Властям нужно было принимать срочные меры, и они это сделали. Сергей Петров, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
РАЗРЕШИЛИ
Недавно в Федеральной антимонопольной службе было распространено ведомственное разъяснение, которое касается именно процедуры передачи водоканалов в пользование муниципальным предприятиям.
Со ссылкой на определение Верховного суда от 31 июля 2017 года в нём поясняется, что муниципальные власти в ряде случаев имеют право передавать водоканалы муниципальным учреждениям без проведения конкурса. То есть такие решения теперь могут признаваться вполне легитимными.
ПРИЧИНЫ
Следует помнить, что тарифы на водоснабжение, даже если сети передадут в концессию какому-нибудь МУП или ООО, останутся в ведении профильной региональной комиссии. Это означает, что «поднять» быструю прибыль в случае аренды водоканала не получится.
В «водоканальных» концессиях предпринимателей пугает необходимость работать вдолгую, рисковать. Результат такой «игры» к тому же сильно зависит от непредвиденных экономических факторов. Среди них – инфляция (которая, как правило, опережает рост тарифов), удорожание энергоносителей, преференции со стороны государства (которые могут быть уменьшены или отменены), рост долгов абонентов за потреблённые услуги.