Posted 22 декабря 2017, 14:59
Published 22 декабря 2017, 14:59
Modified 20 августа, 04:48
Updated 20 августа, 04:48
Завышенная планка
О том, что цели, поставленные перед страной в мае 2012 года одиннадцатью указами, несколько завышены, говорил и сам Владимир Путин. Можно открыть «дорожную карту» в сфере здравоохранения, принятую правительством Белгородской области в феврале 2013 года, и увидеть, сколько должны были получать врачи и младший медперсонал к 2018 году. Средняя зарплата в регионе предполагалась в размере 37 033 рублей. Её и планировали выплатить согласно Указу №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» среднему и младшему медицинскому персоналу. А врачи с высшим образованием должны были получать вдвойне – то есть 74 066 рублей.
Но тогда деревья ещё были большими, нефть – дорогой, а Крым не был нашим.
Согласно отчёту по исполнению указов на 20 ноября 2017 года, который можно скачатьна сайте губернатора и правительства Белгородской области, средняя зарплата в регионе в январе-июле 2017 года составила 28,6 тысячи рублей. Там же заявляется, что рост реальной зарплаты работников за 2012-2016 годы превысил 6%. Это при установленном президентом целевом показателе в 40-50%.
28 танков на семь рот, в каждую роту – по 13
Санкции, падение цены на нефть вместе с падением рубля поставили чиновников по всей России перед выбором: показывать, что реально сделано, и не стесняться плохих цифр или принимать собственные «планы» и отчитываться об их перевыполнении.
Красиво смотрится картинкао повышении заработной платы в бюджетной сфере. Все планы в 2017 году перевыполнены: педагоги получают среднюю зарплату по региону или даже чуть больше, в проблемном здравоохранении медперсонал понемногу приближается к заветной цифре в 100%, а врачи уже мечтают о двойном среднем заработке. Одно но: в 2018 году им нужно повысить зарплату ещё на 31,1%, чтобы полностью выполнить задачу. Это если не считать, что целевых показателей нужно было достичь не В 2018 году, а К 2018 году.
И пусть в областном бюджете на 2018 год заложено больше 5 млрд рублей на программу «Развитие здравоохранения Белгородской области на 2014-2020 годы», а общий бюджет здравоохранения превышает 24 млрд, – как в армейском анекдоте, разделить 28 танков на семь рот, чтобы в каждую пошло по 13 танков, не получается.
В итоге преподаватели ссузов зарабатывают в среднем 27 007 рублей, школьные учителя – 26 489 рублей, воспитатели детских садов – 22 980 рублей, младший медицинский персонал – 19 189 рублей, средний медперсонал – 23 121 рубль, врачи – 44 016 рублей.
Интересно сравнить эти цифры с теми, что предлагаются работникам образования и здравоохранения по рабочим вакансиям в Белгородской области. Так, в «Санаторий «Красиво» требуется врач-педиатр на зарплату в 44 116 рублей, в Ровеньскую районную больницу ищут сразу девять врачей с оплатой от 35 000 рублей, плюс обещают премии и бонусы. Зато Прохоровскому дому-интернату для престарелых нужен терапевтна оклад в 15 000 рублей, а в «Городскую больницу №2 города Старого Оскола» – врач-эндокринолог с высшим образованием на оклад от 22 100 рублей.
Есть интересные вакансии и в сфере образования. «Гимназия №12» Белгорода им. Ф.С. Хихлушки ищет преподавателя истории и обществознания высшей категории на ставку от 9 590 рублей до 10 321 рубля. А управление образования Шебекинского района разместило вакансию учителя математики с окладом от 10 000 рублей. Справедливо будет отметить, что везде в данных по вакансиям указываются премии и бонусы, и что вакансии врачей с зарплатой в 45 000 и преподавателей – в 25-27 тысяч рублей тоже на сайте «Работа всем» имеются.
Как бы там ни было, зарплаты врачей, учителей и других подпадающих под «майские указы» работников за последние пять лет выросли. При этом рост обеспечен не за счёт сокращения числа сотрудников. Например, численность врачей в области на конец 2016 года – 41,6 на 10 тысяч населения. Это почти на тысячу больше, чем в 2012 году. Среднего медперсонала стало меньше – 112,6 на 10 тысяч населения против 114,6 в 2012 году. Но тренд на его сокращение наблюдается ещё с 2005 года (117,8) – задолго до принятия «майских указов».
Не зарплатами едиными
Указ №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» предполагал целый комплекс мер по росту экономики в стране в целом и в отдельных регионах. Так, президент поставил задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. В Белгородской области должны создать их к тому времени 245 тысяч.
Только уже в конце 2013 года методика расчёта показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году» меняется. Критерием вместо производительности стала среднемесячная зарплата на одно замещённое рабочее место, хотя ещё в феврале 2012 года Росстат понимал под этим «рабочие места, где добавленная стоимость превышала уровень, определяемый средним уровнем ВВП на рабочее место по шести крупнейшим экономикам мира» (цитата из статьи РБК по ссылке от 17 мая 2016 года).
На конец 2016 года число высокопроизводительных рабочих мест в регионе составило 197,7 тысячи единиц. За 2017-2019 годы требуется создать ещё 47,3 тысячи. За девять месяцев 2017 года в области создано всего 17 882 рабочих места вообще. Из них 8 593 – временные.
Ещё одной задачей указа №596 было увеличение объёма инвестиций минимум на 25% ВВП к 2015 году и до 27% – к 2018. Как указано в отчёте, в Белгородской области «продолжается работа по улучшению инвестиционного климата и поддержке инновационного предпринимательства, способствующего вовлечению бизнеса в инновационные процессы». В 2013-2016 годы в экономику и социальную сферу направлено 541,1 млрд рублей инвестиций. К валовому региональному продукту соотношение такое: в 2013 году – 22,7%, в 2014 – 19,5%, в 2015 – 21,4%.
Не всё так плохо
«Майские указы» – это не только повышение зарплат бюджетников и производительности труда, но и работа на перспективу, «галочки» за которую можно будет проставить только спустя годы. Есть и хорошие цифры: в том же здравоохранении показатели смертности на 100 тыс. человек реально снижаются, проблема остаётся только с главными болезнями – системы кровообращения. Для её решения создаются отделения в районных больницах, усиливается профилактическая работа. Центр ядерной медицины, появившийся в 2016 году, призван уменьшить смертность от онкологических заболеваний.
Белгородская область занимает третье место в рейтинге делового гостеприимства регионов, реализуется портфель инвестпроектов на импортозамещение общей стоимостью 161,5 млрд рублей. Рабочих мест за пять лет создано 119,6 тысячи, 76,3 – постоянных. На поддержку малого и среднего предпринимательство в 2017 году потрачено 60,5 млн рублей.
Решён в регионе и вопрос доступности дошкольного образования. За пять лет создано более 10,5 тысячи мест в детских садах. 125 тысяч детей обучаются в организациях дополнительного образования. 74% студентов вовлечены во внеучебную деятельность, 517 – получают стипендии губернатора.
Полностью выполнена программа по переселению из аварийного жилья. Из 289 аварийных домов переселили 5,57 тысяч человек. Продолжительность жизни с 2013 года увеличилась с 72,16 до 72,87 лет в 2016 году.
Все цифры и выполняемые программы можно посмотреть в 90-страничном отчётеили кратко в картинках.
Под народным присмотром
Общероссийский народный фронт был создан во многом для контроля за ходом исполнения «майских указов». На «Форуме действий» Владимир Путин поблагодарил ОНФ за этот контроль.
Вероника Смирнова – руководитель рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» ОНФ в Белгородской области. Она поделилась мнением о том, как исполняются указы и что ещё не доработано в курируемом ею направлении.
Фактически на 90 с лишним процентов указы исполняются, благодаря в том числе и пристальному вниманию со стороны общества. Точно могу сказать, что они выполняются по доведению зарплат до того уровня, который указал президент. У нас полное обеспечение дошкольными учреждениями – все дети от трёх лет обеспечены детскими садами. Но недочёты всегда остаются и контроль какой-то нужен. Предполагалось создание Общественных советов при всех органах федеральной, региональной, муниципальной власти. Вроде бы они созданы, но мы отмечаем формализм – они не работают. ОНФ – движение, а не общественная организация, мы контролируем. А эти Советы должны работать, вносить предложения, контролировать работу органов. Не на всех сайтах созданы разделы приёмных для граждан – обратной связи, общения с народом не хватает. Вероника Смирнова руководитель рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» ОНФ в Белгородской области
Инфографика Николая Русанова и с сайта губернатора и правительства Белгородской области