Льготные карты, двойная оплата: продолжение безналичной истории в автобусах Белгорода
Аналитика

Льготные карты, двойная оплата: продолжение безналичной истории в автобусах Белгорода

17 декабря 2019, 16:18Татьяна АлексютинаPhoto: ИА "Бел.Ру"Терминал
Редакция ИА «Бел.Ру» уже писала о сложностях безналичной оплаты в общественном транспорте. Но проблемы не исчезают, а только прибавляются.

Новый камень преткновения на пути к спокойному и законному проезду – перевод льготников на систему оплаты банковскими картами. В чём тут заминка? Разбирались вместе с горожанами.

В Белгороде и не скупой платит дважды

Как только оплата проезда в области стала дифференцированной (наличная оплата – 25 рублей, безналичная – 20 рублей), увеличился спрос на оплату проезда безналичным способом. И уже не первый месяц некоторым горожанам особенно не везёт – с их карт беспричинно списывают двойную, а иногда даже тройную плату или просто непонятные повышенные суммы.

Сегодня ехала на работу утром на маршрутке 13к. При оплате оплата не прошла, но деньги на карте были. При повторной попытке – то же самое. Пришлось оплатить наличными 25 руб., но спустя несколько минут пришло СМС о списании 20 руб.!!!! Итого поездка вышла на 45 руб.!!! Прекрасно вы устроились!!!! И таких, как я, думаю, немало. Но кто же побежит выбивать 20 руб., чем и пользуетесь!!! Helen

И подобных жалоб в «Чёрном списке» ИА «Бел.Ру» не одна и не две.

Как известно, сейчас можно за проезд расплачиваться банковской картой. Я приехал на бульвар Юности на автобусе 31ж, оплатил проезд и был дома в 18.40. А в 18.54 и 19.59 с моей банковской карты пытались снять ещё 20 рублей за проезд ООО ЕТК-221 и только благодаря тому, что на карте было недостаточно средств, деньги не ушли. Интересно, как это возможно, и могут ли снять и другие суммы без вашего ведома? Вот так и расплачивайся банковской картой!!!! Игорь

Что делать в таком случае и куда жаловаться, чтобы это приносило результат? Пока непонятно. Потому что зачастую люди обращаются в Единую транспортную компанию. Но если водитель не предоставил вам чек, ЕТК, как выяснилось, ничем помочь не может.

Я сел на остановке «Шоссейная» на новый автобус № 127, чтобы доехать до работы. Салон хороший, установлена видеокамера фиксации, и сразу бросилась табличка в глаза, что оплата по карте 20 руб. по городу, а если наличными – 25. Подъехали к остановке «Стадион». Подал карту, терминал был за водителем (слева), т.е. у самого окна, и увидеть сумму оплаты нельзя и чеки водитель не давал. Я спросил: оплата прошла? Он кивнул. Банк не сразу прислал сообщение об оплате. Но когда я отошёл от остановки на достаточно большое расстояние, пришло сообщение, что с меня сняли 25 рублей 50 копеек. Я сразу позвонил по телефону Единой транспортной компании 8-800-200-60-34. И рассказал о случившемся, но ответ был один – чек есть? Нет. Какой номер у автобуса? – я не запомнил. Тогда никакой претензии не принимаем. Александр

Поэтому делаем выводы, что, пока в ЕТК окончательно не наладили техническую сторону безналичной оплаты проезда, лучше просить чек у водителя и сохранять его хотя бы пару часов.

Маршрутчики – чётвёртая власть?

Как быть с незаконными списаниями бОльших сумм за проезд – более-менее понятно. Что делать с неработающими терминалами и куда конкретно жаловаться – разбирались ещё в ноябре в материалах редакции о проблемах пассажиров и перевозчиков. Лучше подстраховываться и иметь при себе наличными хотя бы сумму на одну поездку. В случае неработающего терминала обязательно запоминаем номер или маршрут автобуса (а лучше и то, и другое) и пишем жалобу на сайте ООО «ЕТК». Можно сразу позвонить на многоканальный телефон транспортной компании 8(800)-200-60-34.

Однако участились случаи гораздо более неприятные. Порой водители общественного транспорта позволяют себе лишнего, особенно в случае с детьми.

Об одном из первых таких случаев стало известно из «Чёрного списка» ещё 14 ноября от местной жительницы. Татьяна писала:

Сегодня в районе 17 часов ребёнок возвращался домой на автобусе № 15. При выходе на остановке «Стадион» карточка не сработала, хотя денег на ней было предостаточно. И как повёл себя водитель? Ругался на ребёнка (с её слов: «Думай, как расплачиваться будешь...», «Наличку надо при себе иметь…», «Ну, думай быстрей» и т.д.). Пока не стали возмущаться пассажиры, он её не отпускал. Ребёнок вышла вся в слезах, звонит родителям и не знает, как же ей ехать дальше (на Болховец). У ребёнка паника!!! А вот во втором автобусе (223) всё почему-то сработало, деньги, как положено, списались. Татьяна Лапонова (Новикова)

Но случай не единственный, и родители от возмущения и обиды за своих детей не знают, куда лучше и правильнее обратиться. Хотелось бы повлиять на перевозчиков и донести, что удерживать людей в автобусе с закрытыми дверями или словесно унижать, а тем более ребёнка, недопустимо.

12 декабря редакции стала известна ещё одна похожая ситуация. Но тут водитель автобуса № 111 с номером о554вн решил, что может заставить ребёнка насобирать себе на проезд. У девочки-подростка не сработала несколько раз карта, после чего водитель закрыл двери и предложил ребёнку собирать милостыню по салону, чтобы рассчитаться за поездку.

Для любого ребёнка подобный случай – стресс, и вряд ли он додумается набрать номер ЕТК на месте и пожаловаться.

Сколько ещё будут продолжаться проблемы с терминалами? Никто точно сказать не может. Сейчас, по-видимому, вопрос пытаются решить посредством установки валидаторов в тестовом режиме.

Скажи нет бумажным талонам. Но как быть «бескарточным» льготникам?

Старые проблемы ещё не решены, но уже появились новые. В сентябре от руководителя городского управления социальной защиты населения Натальи Тимофеевой стало известно, что бумажные талоны для льготных категорий населения будут действительны до конца этого года. Уже с 16 декабря прекратили выдачу бумажных талонов, в 2020 году всех постараются перевести на единый электронный социальный проездной билет (ЕСПБ). Ранее, в августе, Юрий Галдун подписал изменения в постановлении, в котором сказано, что в качестве ЕСПБ можно использовать обычную банковскую карту.

На 26 ноября 31 тыс. белгородских льготников уже перешла на такой способ оплаты. Мэрия подробно разъяснила, как это удобнее сделать, как использовать. В декабре такой услугой стали пользоваться уже 45 тыс. льготных граждан, а 15 тыс. горожан должны сделать это до нового года.

Однако не все приняли новшества и согласны с такими переменами.

А что они предлагают тем, кто НЕ ИМЕЕТ банковских карт? Нет, я могу ходить пешком, но не на Крейду, например. А моя соседка – бабуля, которой пенсию приносят на дом, и она, как чёрт ладана, боится всяких непонятных ей «карточек», никогда не ходила за талонами, аргументируя тем, что редко ездит (это правда). Я так понимаю, что без карты мы не имеем права на проезд, что ли? Поделили на «белых» и «чёрных»? Марина К.

Согласных с Мариной на просторах интернета оказалось немало.

Я тоже отношусь к категории не имеющих банковской карточки. И предпочитаю платить за проезд наличными, пусть даже это мне выйдет дороже, чем по карте. А если у области нет финансовой возможности выпустить карты на 1-5 поездок, то зачем было весь этот сумбур затевать? Emma K.

Мне всё равно, кто будет обогащаться – транспортная компания или водитель маршрутки. Мне удобно жить без карточки, ездить без карточки, покупать товар без карточки. Почему я не имею на это права? Если бы знать, как и где можно бороться с этим произволом. Лариса Е.

Как быть с такими категориями граждан? Некоторые считают неуместными подобные замечания. Аргументируют это тем, что такие изменения в системе оплаты проезда – это прогресс, а ориентироваться на меньшинство в таком случае – это путь в никуда. И, как пишут в Сети некоторые жители Белгорода: «Наличка осталась в прошлом, как счёты с громко щёлкающими костяшками у продавцов в магазине».

Когда обсуждается некая проблема, давайте ориентироваться на норму, а не на исключения. Иначе любую проблему можно «заболтать» до полной потери смысла. «А вот я знаю одну бабулю без карточек ...а вот у меня карточки нет из принципа» – ну и чего, носиться теперь с принципиальными бабулями, как с писаной торбой? Это ведь доли процента от общего населения города. Сергей Р.

Разобраться, кто прав, а кто нет, сложно. Пока ясно одно: всем, кто не умеет пользоваться картами, лучше прокачать этот навык. У мэрии есть инструкция. Остальным, принципиальным, придётся платить больше, потому что с 16 декабря бумажные талоны больше не выдают.

Кроме того, кто-то уже успел прочувствовать на себе сервисное обслуживание МФЦ по вопросам этих самых льготных карт и поездок. Судя по комментариям от 2 декабря, не понравилось.

Пытался дозвониться в МФЦ по т. 424242 по вопросу неначисления с первого числа льготных поездок на карту. НЕ ВЫШЛО. Несколько раз был в очереди то 8-м, то 5-м... минут пятнадцать выслушивая музыку и счёт очереди... и каждый раз, как только очередь доходила до меня, – то сброс звонка на занято, то просто вешалась трубка. Проезд по картам навязали – а сервиса никакого нет. Очень плохая работа. Олег Николаевич

Что делать льготникам, если, как это нередко бывает, не сработает терминал или не примет карту? Видимо, как и все – звонить в ЕТК, жаловаться, снимать на видео, выяснять, почему на маршруте сломан терминал или имеются другие проблемы с оплатой проезда.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter