Туристический Белгород: региону не хватает умения себя подать

Туристический Белгород: региону не хватает умения себя подать
Аналитика

14 августа 2017, 18:18
Ирина Кошель
В национальном рейтинге туристической привлекательности регионов Белгород занимает золотую середину. Чем интересна область для гостей и что препятствует выходу в «первый дивизион», пытался выяснить наш корреспондент.

Если ориентироваться на исследования туристической привлекательности регионов, которые регулярно проводят журнал «Отдых России» совместно с Центром информационных коммуникаций «Рейтинг», Белгород – в середнячках, но с хорошим потенциалом.  

По сумме баллов, складывающейся из «оценок» по десяти базовым критериям, область за год поднялась ровно на 10 пунктов и заняла 50-е место (44,3 балла) из 85.

При составлении рейтинга учитывался уровень развития гостиничного бизнеса, процент занятых в сфере туризма жителей региона и объём заработанных за счёт туризма средств. А также – насколько привлекателен Белый город для россиян и иностранцев (исходя из количества ночёвок в гостиницах), его туристская уникальность (достопримечательности из разряда объектов культурного наследия) и даже экологичность с криминогенной обстановкой. Ну и отдельной графой рассматривалось количество запросов в поисковиках, равно как и публикаций в СМИ, направленных на продвижение туристского потенциала региона в сети Интернет. 

По мнению экспертов, Белгороду, как и ряду других городов, расположившихся по соседству в данном рейтинге, не хватает ярких, интересных проектов, системности в продвижении своих регионов.


Два предыдущих года страна прожила в непростой политической и экономической ситуации, в условиях санкций. Запрет на продажу путёвок в Турцию, прекращение авиасообщения с Египтом, снижение курса рубля по отношению к иностранным валютам – эти и другие факторы привели к кризису в работе туроператоров, ориентированных на организацию отдыха за рубежом для миллионов граждан. Россияне начали массово отдыхать в родной стране.

На этом фоне, по данным экспертов, число выездных туроператоров за два года сократилось в три раза, в то время как число компаний, работающих на въездной и внутренний туризм, увеличилось почти в 5 раз. Так бизнес перестроился на внутренний рынок.

В нашей  компании организованные сборные туристы появились только с 2015 года. До этого было несколько региональных  программ под запрос. Мы работаем с двумя московскими туроператорами, с каждым индивидуально. Заинтересованность пока не очень велика, но динамику лично я уже вижу. Наталья Волкова

директор ООО «Турфирма Ильиной»

Как рассказал заместитель начальника департамента – начальник управления промышленности и предпринимательства департамента экономического развития Белгородской области Давид Бузиашвили, туристическая отрасль региона развивается стремительно. Количество туристов и экскурсантов за последние пять лет увеличилось в 3,5 раза: со 195 тысяч человек в 2012 году до 689 тысяч в 2016-м. А уже с начала 2017 года у нас побывало более 500 тыс. туристов. Общий объём туристских услуг, в том числе гостиниц, по данным Белгородстата за этот период вырос в 1,5 раза – с 1,3 млрд рублей (2012 г.) до 2,06 млрд (2016 г.). Причём по показателям прошлого года степень загруженности гостиниц составила даже менее 50 %.


Рынок въездного туризма в России пока не очень развит. В стране свыше 4500 туроператоров.  Но, по утверждению экспертов, компаний, серьёзно работающих с иностранцами, лишь около 3 % от общего числа.

Конечно, основные препятствия, на которые натыкаются, – это визовый режим и стоимость билетов. У нас и то, и другое – не самое, так сказать, выдающееся. Сергей Катырин

председатель ТПП РФ

В Белгородской области специально ориентированных на интуристов операторов нет. Да и особой популярностью на фоне других регионов наша область не пользуется, занимая 48-ю позицию в национальном рейтингес показателем 11 466 ночёвок иностранных граждан в гостиницах.

Иностранных гостей у нас совсем мало, это обычно чьи-то гости, которые приехали с частным визитом. Программы для них мы разрабатываем индивидуально, с учётом того, что их интересует. Всегда это Прохоровка, музей-диорама, часто круглое здание, обязательно обзорная по городу с посещением филармонии, парка в Дубовом. Работаем с переводчиком, тур получается достаточно дорогой. Наталья Волкова

директор ООО «Турфирма Ильиной»


По данным миграционной службы в 2016 году с целью туризма регион посетило около 2000 иностранцев. Примечательно, что более 800 из них – граждане Германии.

Вот и получается, что основная масса скорее совмещает деловые поездки с ознакомительным мини-турне по региону, и здесь как раз можно вести речь о деловом туризме. А как привлечь иностранцев в российскую глубинку непосредственно путешествовать, пока вопрос. Белгород за границей больше знают либо по партнёрским межвузовским и научным программам, либо с точки зрения построения совместного бизнеса.

Но, если абстрагироваться от нашего города, своеобразным двигателем для развития въездного туризма можно считать предстоящий Чемпионат мира по футболу. Правда, с оговоркой: по большей части в регионах, ставших площадкой для проведения матчей.

По оценкам участников отрасли, ЧМ может привлечь до полутора миллионов иностранных болельщиков. Это станет своего рода стресс-тестом для российских гостиниц, аэропортов и ресторанов. И если отечественная инфраструктура пройдёт испытание успешно – у въездного туризма появится новый бизнес-вектор. 


Сегодня на территории региона насчитывается порядка 106 туристических организаций (в том числе 31 туроператор) и более 190 мест коллективного размещения – гостиниц, хостелов, санаториев, баз отдыха и гостевых домов.

Белгородская область одна из первых стала развивать направление сельского туризма. Стартовавшая в 2007 году долгосрочная целевая программа вошла в число приоритетных. Мероприятия программы способствовали возрождению села, альтернативной занятости населения и активизации развития въездного и внутреннего туризма, а также популяризации семейного отдыха. В настоящее время в 15 районах области действуют 40 сельских усадеб, созданных в том числе и на базе фермерских хозяйств. 18 из них предлагают услуги по размещению. В общей сложности для проживания в них могут остановиться порядка 200 человек. Давид Бузиашвили

заместитель начальника департамента – начальник управления промышленности и предпринимательства департамента экономического развития Белгородской области

Наряду с сельским туризмом, в числе приоритетных – военно-исторический, событийный, детский (в 2016 году – более 12 000 экскурсий для школьников) и культурно-познавательный. Активно развиваются гастрономический, промышленный и деловой туризм.

Путешествующим представляется возможность посетить те места, с которыми связана история края, которые являются своего рода визитной карточной Белгородчины.  Кстати сказать, в прошлом году департамент экономразвития области выпустил Туристическую карту с информацией о наиболее интересных достопримечательностях  региона.

Возвращаясь к рейтингам, по данным Аналитического агентства ТурСтат, наш город стабильно входит в топ-10 популярных у туристов Городов воинской славы на 9 мая. А самый посещаемый в рамках таких туров музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление» занял 82-е место в топ-100 туристических брендов России.

В 2014 году Белгород входил в топ-10 российских городов для семейного отдыха. И это до открытия в нашем городе в 2016 году нового зоопарка, к которому в нынешнем присоединились динопарк и аквапарк.

В 2017-м в число самых популярных гастрономических фестивалей России попала «Русская каша», которая традиционно проходит в Белгороде 5 августа – в день освобождения города. В прошлом году гостям предложили отведать 31 вид каши (символично номеру региона), мероприятие посетили 20 000 человек.


Из наиболее востребованных у туристов экскурсионных маршрутов можно назвать «Белгород – город воинской славы» (по достопримечательностям областного центра), «Волшебный мир музеев» (в городские музеи), «Третье ратное поле России» (в Прохоровский район) и путешествие в Холковский монастырь.

Абсолютным лидером на протяжении долгого времени остаётся сельский туризм в привязке к событийному.

К событийному  туризму  лично  я отношусь  положительно, но понимаю, что эти яркие  события  – всего лишь дополнение к стандартному определённому туру. И, конечно, беда событий – мы не знаем подробной программы, а иногда даже даты и точного времени. А ведь мы его должны прорекламировать уже в готовом турпродукте, а не просто так: Приезжайте, у нас Юсуповские собрания, «Русская  каша», «Стригуновское Лукоморье», «Хотмыжская осень»... В лучшем случае знаем из фестивального календаря даты и ориентируемся на то, что было год назад, делая приписку: уточним накануне.  Наталья Волкова

директор ООО «Турфирма Ильиной»

«Турфирма Ильиной» занимается внутренним тризмом около 10 лет. А в последние два года организует регулярные двух- и трёхдневные туры для иногородних гостей «Белогорье в миниатюре» и «Путешествие в страну Белогорье».

В ближайшие выходные по графику состоится тур – так называемая «матрёшка»: на три дня приедут 14 человек и на 2 дня – восемь. В субботу у них общий  день – очень насыщенная программа с 9 до 19. Будет гостья 1938 года рождения. Представить мне иногда сложно: человеку 79 лет, а она купила себе тур в Белгород.  Наталья Волкова

директор ООО «Турфирма Ильиной»

Как отметила Наталья, группы всегда разные по числу, но турфирма не отказывается и принимает даже меньше 10 человек. Сориентировала она и по географии гостей. Самыми территориально удалёнными были туристы из Омска, но в большинстве своём к нам едут москвичи и жители Подмосковья.


Любой человек непременно «клюнет» на что-то эдакое. И с этим в Белгороде, надо признаться, всё в порядке. Удивлять здесь умеют. И делают это с размахом. На рекорд.

Чего только стоит многотысячный узорный ночной хоровод в Грайворонеи побившая мировой рекорд узорная коса в 805 метров, сплетённая из четырёх разноцветных лент, каждая из которых длиною в километр. Кстати, в этом году фестиваль пройдёт 26 августа.


А если вернуться к гастрономической теме, помимо «Русской каши», тут и многотонное рагу на «ГрильФест-2017», и «Фомина яишня» из 12 000 яиц, и бабушкины пирожки в невероятном изобилии.


Да и пофестивалить в регионе не прочь. На протяжении трёх последних лет в фестивальном календаре ярких праздничных мероприятий меньше 25 не бывает. Среди них визитная карточка Белгорода – «БелМелФест», «Холковский сполох» (фестиваль казачьей культуры), аэрофестиваль «Небосвод Белогорья».


Пять из вышеназванных фестивалей стали лауреатами Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» в различных номинациях.

На поддержку туризма в 2016 году было выделено 10 млн рублей. Восемь из них направлены на 25 мероприятий событийного туризма, включая фестивали «Грайворонский узорный хоровод», «БелМелФест» и «Русская каша». Остальные два миллиона – федеральное софинансирование – распределены на поддержку предпринимателей, занимающихся прикладным творчеством гончаров и ремесленников. Давид Бузиашвили

заместитель начальника департамента – начальник управления промышленности и предпринимательства департамента экономического развития Белгородской области

В 2017-м область решила вложиться в новую «фишку». Дан старт реализации IT-проекта «Культурный регион» стоимостью 18 млн рублей, который сделает туризм и досуг удобнее, а местные культурно-исторические центры – ближе, интерактивнее и дешевле.

В перспективе новый проект должен объединить в единую электронную инфосеть все театры, библиотеки, музеи и другие объекты культурного досуга. Одним из его этапов будет создание приложения для мобильных платформ iOS, Android и Windows mobile, что поможет не только спланировать маршрут своего культпохода, но и приобрести билет на любое мероприятие региона, изучив онлайн-афишу. Михаил Туровский

директор Белгородского отделения компании «МегаФон»

А что касается объектов туриндустрии, как раз сейчас идёт активная работа над воссозданием элементов Белгородской засечной черты на территории села Яблоново Корочанского района. Благодаря этому Белгородская область наряду с Воронежской и Липецкой войдёт в межрегиональный маршрут, включающий посещение объектов засечной черты на территории регионов.

Как видим, зрелищности достаточно. Осталось поработать над умением себя подать и продать.


Привлечение гостей – непростая задача. Если не брать во внимание традиционные тематические публикации в сети Интернет и выпуск рекламно-информационных материалов, в сухом остатке остаётся не так много.

Как рассказали владельцы белгородских турфирм, от ежегодного участия в специализированных выставках, в том числе и международных, поток туристов не увеличивается. Маломальская динамика наблюдается от индивидуальной работы с туроператорами из других регионов.

Кстати, о других регионах. Определённой находкой для отечественной туриндустрии стал реализуемый в рамках частно-государственного партнёрства проект «Visit Russia». За два года за рубежом открыли 13 национальных туристических офисов.

Мы являемся основными инвесторами этого проекта в Юго-Восточной Азии. И с момента того, когда в апреле прошлого года был открыт офис, у нас прирост туристического потока составил примерно 35 %. Александр Басов

заместитель генерального директора по туризму ГК «Морское речное пароходство»


Ваши культурные особенности, такие, как танцевальные коллективы. Красиво! И в нескольких местах, где мы были, люди пели а капелла. Невероятные голоса! Джессика и Майкл туристы из Канады

Сейчас у нас в таком пилотном режиме несколько регионов будут работать. Но если это получит более широкое распространение, я думаю, что мы и товарооборот можем серьёзно нарастить за счёт приезжающих туристов. Сергей Катырин, Президент ТПП РФ

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter