По одёжке встречают: как обстоят дела на рынке упаковки Белгородской области
Аналитика

По одёжке встречают: как обстоят дела на рынке упаковки Белгородской области

13 февраля , 18:11Photo: Надежда Суржина/Бел.Ру
Упаковке товаров уделяется большое внимание как со стороны производителей, так и со стороны покупателей.

Однако далеко не все задумываются о том, насколько экологичен тот или иной материал и можно ли его потом переработать.

Согласно данным, полученным от департамента экономразвития Белгородской области и администрации Губкинского горокруга, в регионе лидируют десять предприятий, которые занимаются производством упаковки. Это ООО «Гофротара», ЗАО «Завод упаковочных материалов "Белгородский"», ООО «Биосфера полимер», ООО «Бупак», ООО «Полиграфия-Славянка», «Белгородский завод полимерных контейнеров», ООО «Белгородский завод полимерных материалов», АО «Белпак», ООО «Губкин Полимер» и ООО «Лема».

Чаще всего упаковку производят из бумаги и картона, а также из термопласта. Из него изготавливают полую тару, одноразовую посуду, блистеры, поддоны, кульки, пакеты и упаковочную плёнку. Также спросом пользуются мягкие разовые контейнеры из полипропиленовой ткани для сыпучих продуктов и подарочная упаковка из картона и бумаги.

По данным Белгородстата, в 2019 году региональные производители выпустили более 160,5 млн м² бумажной и картонной тары. Пластика произвели в несколько раз больше – более 431,7 млн единиц. Судя по всему, считались готовые изделия из пластмассы: контейнеры, бутылки, рулоны плёнки и т. д.

Конечно, такие объёмы необходимо как-то утилизировать, а в идеале – перерабатывать и отправлять в повторное производство. Именно для этого сортируют ТКО и отправляют на мусороперерабатывающие заводы региона.

Пункт выкупа вторсырья в Губкине ООО «Чистый белый край» за 2019 год собрал 18,7 тонны макулатуры и 1,7 тонны ПЭТ-бутылок. ПВД-плёнки сдали в переработку 436 кг, а вот пищевого алюминия всего 99 кг. Меньше всего поступило в пункт приёма вторсырья тары из полиэтилена низкого давления, или ПНД. «Чистый белый край» является партнёром ООО «Гофротара», куда сдаётся вся макулатура.

Остальное вторсырьё они отправляют на завод «Флагман» в Губкине. С момента своего открытия губкинский мусороперерабатывающий завод обработал более 101,5 тыс. тонн ТКО. Стоит отметить, что за 2018 год чистый убыток предприятия составил 40,5 млн рублей. Сложно сказать, что предприятие не является убыточным.

В департаменте экономразвития Белгородской области подчеркнули, что вторсырьё является ликвидным и используется для переработки. Правда, каналы сбыта ещё не налажены и находятся в проработке.

По данным системы «СПАРК-Интерфакс», ООО Гофротара» находится в Белгороде, руководит фирмой Александр Лагутин, а бенефициаром является Василий Потрясаев. За 2018 год выручка от продажи составила 2,3 млрд рублей, чистая прибыль – 180,2 млн рублей. По сравнению с этим предприятием остальные получают гораздо меньшую прибыль. Основным видом деятельности является производство бумажных канцелярских принадлежностей, а также производство гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары.

ООО «Биосфера Полимер» расположено в Таврово и занимается производством нетканых текстильных материалов и изделий из них. Гендиректором является Александр Банный. За 2018 год выручка от продажи составила 1,8 млрд рублей. Правда, в чистой прибыли оказались только 105,2 млн рублей.

ЗАО «Завод упаковочных материалов "Белгородский"» тоже находится в Белгороде, за 2018 год получил выручку от продажи размером 493,1 млн рублей. Чистая прибыль предприятия составила 5,8 млн рублей.

ООО «Белгородский завод полимерных контейнеров» находится в Белгороде. Директором является Александр Цыпников. Предприятие за 2018 год получило от продажи 353,8 млн рублей. Чистая прибыль компании составила 16,5 млн рублей.

О «Полиграфии-Славянка» мы уже писали в проблемном материале. За 2018 год выручка от продажи составила 135,8 млн рублей, а чистая прибыль – 96 млн рублей. При этом в персонале числится только один человек. Занимается предприятие производством гофробумаги и картона, а также бумажной и картонной тары.

В Торгово-промышленной палате России рассказали о том, как обстоят дела с упаковкой товаров на рынке страны. Так, например, сегодня практически невозможно купить что-то без какой-либо тары. Однако президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин отметил, что современные схемы упаковки более экономные, чем раньше. Производители всё-таки стараются тратить меньше бумаги, картона, пластика и стекла.

За 2019 год в России произвели упаковочных материалов на 1,2 трлн рублей. Самая большая доля приходится на всевозможные полимеры – 460 млрд рублей. На втором месте идёт дерево, картон и бумага (430 млрд рублей). Тройку лидеров традиционно замыкает стекло. Его произвели на 140 млрд рублей. В металле упаковки создали на 120 млрд. То есть каждый десятый товар продаётся именно в такой таре. На другие материалы для упаковки приходится только 4 %, да и сложно предположить, что можно сложить в тканевые мешки.

Руководитель курской компании «Готэк» Владимир Чуйков заведует одним из самых крупных предприятий, занимающихся производством упаковочного материала. «Готэк» специализируется на упаковке из картона и бумаги. Для этого требуется особое волокно. Помимо этого используют полимерное сырьё, из которого делают разнообразные плёнки и пластиковую тару. В зависимости от того, какой спрос на этих двух сегментах рынка, стоимость изначального сырья может сильно колебаться. Из-за этого и случается всплеск «моды» на тот или иной вид упаковки. Дешевле волокно – значит, производители будут стараться упаковать товар в бумагу, упала цена на пластик – жди засилья пакетов и контейнеров.

Цены на мировых рынках на полимеры и на первичное волокно очень влияют на колебания спроса и, соответственно, использование материалов. На сегодня волокно упало в цене на мировых рынках уже более 30 %. Тогда как полимеры так не падают. Падение на волокно может привести к оттоку заказов с полимерной упаковки в волокно. Владимир Чуйков, совладелец группы компаний «Готэк»

В производстве постоянно пытаются что-то модернизировать для того, чтобы упаковку можно было безболезненно переработать. Заново «изобретают велосипед» даже в производстве обычных картонных ящиков. Последняя наработка – ящик с самосборным дном. Собирается такая «раскладушка» в одно движение, для запечатывания не нужно пользоваться липкими лентами и скобами, то есть коробка состоит только из картона. Переработать её гораздо проще.

Все клиенты в этих проектах поделились с нами премией за разработку. Приблизительный размер премии, который платится в мире, – около 25 % над обычным товаром. Она у нас ниже, поскольку это новая культура для нашего рынка. Владимир Чуйков

А вот у производителей стекла всё не так радужно. Большую часть тары покупают производители алкоголя, во всех остальных сегментах стекло проиграло битву картону и пластику. Гораздо удобнее купить сок в картонном тетрапаке или молоко в полиэтиленовом пакете или бутылке – такая тара не бьётся и нести её гораздо легче.

Компания «Сибирское стекло» старается удержаться на рынке и не обанкротиться. На данный момент производитель выпускает 600 млн бутылок и банок в год.

На рынке сбалансировался спрос и объём производства. Это нам помогло повысить маржинальность (соразмерность себестоимости и итоговой цены на продукт – прим. ред.). Второй пункт, которым мы стараемся добиться нормальной экономической маржинальности – это облегчение стекольной тары. Пять-семь лет назад в Сибири средний вес пол-литровой бутылки на пиво был 340-360 граммов. Сейчас средний вес бутылки на пиво – 265-285 граммов. Павел Бобошик, генеральный директор компании «Сибирское стекло»

Эксперт отмечает, что стекло можно переработать и пустить на вторсырьё неограниченное количество раз. Причём стеклобой плавится при более низкой температуре, то есть энергозатраты меньше, оборудование терпит меньший износ.

Именно поэтому важно сортировать мусор на этапе сбора, а затем отправлять его на мусороперерабатывающие заводы. В России на этот счёт строят грандиозные планы и хотят вернуть любую упаковку в промышленный оборот. Экологический сбор в России был введён в 2014 году, но ожидаемого эффекта до сих пор нет. Картона у нас отправляется на вторсырьё почти половина, а вот пластика и стекла только 10 %.

Для этого должны быть предприняты действия государством. Кроме провозглашённого раздельного сбора надо, чтобы он действительно был раздельным. Если мы наладим эту работу – и вывоз раздельный, и вывоз на то, чтобы перерабатывать – то возрастёт нагрузка на отрасль. И я надеюсь, что она будет загружена. Сергей Катырин

Сегодня рынок упаковочных материалов в России развивается медленнее, чем раньше. Винить можно падение реальных доходов потребителей, ведь чем меньше покупают товаров, тем меньше упаковки на реализованный товар приходится тратить.

Понятно, что при падении уровня жизни населения, при падении доходов снижается спрос населения, количество употребляемого товара. А упаковка – это всегда товар. Сергей Катырин

Российский рынок упаковки находится на 8-м месте в мировом рейтинге и, несмотря на экономические трудности, всё равно продолжает развиваться. Вместе с ним развивается рынок вторсырья – строятся мусороперерабатывающие заводы и реализуются региональные программы по сбору автомобильных покрышек.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter