Posted 12 июня 2020, 08:00
Published 12 июня 2020, 08:00
Modified 20 августа, 05:47
Updated 20 августа, 05:47
Редакция «Бел.Ру» решила узнать, как отразилась эпидемия коронавируса на местных производителях сырной продукции. Всё оказалось не так предсказуемо и однозначно, как мы ожидали.
Мы направили несколько информационных запросов в крупные компании региона. Получить информацию о текущем положении дел мы хотели от валуйской компании ОАО «Молоко», крупного предприятия ЗАО «Томмолоко» и ООО «Ровеньки-Маслосырзавод». Ответили нам только в «Томмолоке» и на ровеньском сырзаводе. Также мы позвонили в несколько компаний по телефону.
В Томаровке сыр не является основным направлением работы завода. Компания производит молоко и молочные продукты, к тому же завод не останавливался даже на время первой карантинной недели. По словам генерального директора Ольги Ткаченко, из-за этого предприятие не рассчитывает на получение льгот и какой-то поддержки от государства. Работа не простаивала, сотрудники получали зарплату, а товар производился.
Реализуется сыр в магазинах. Потребительский спрос на продукцию в начале самоизоляции упал, сообщила Ткаченко, но с окончанием ограничительных мероприятий всё должно вернуться в норму.
Сыра мы производим мало. Конечно, спрос упал. Но за господдержкой мы не обращались и, скорее всего, не будем. Спрос упал немного, особо убытков у нас нет.Ольга Ткаченко
Кооператив «Альянс фармвест» пострадал серьёзнее: здесь сыродельческая работа является основной деятельностью. Производят разные сыры: твёрдые, мягкие, рассольные. Компания столкнулась с тем, что многие клиенты с началом ограничений «отвалились». Неудивительно, ведь в числе основных заказчиков компании были рестораны, в том числе и элитные. Поскольку они не работали во время ограничительных мероприятий, закупать продукты им было ни к чему.
Рестораны не работают. производство пришлось немного сократить. За господдержкой (в связи с коронавирусной ситуацией — прим. ред.) мы не обращались, но обращались раньше. В этом году нам Фонд поддержки малого бизнеса помог отпечатать буклеты, сделали вывеску, баннеры. По поводу обращений для выплат на работников — мы не подходим. Мы же всё время работали.Из ответа «Альянс фармвест»
Объём производства сыра сократился несильно. По словам сотрудника компании, дело в том, что молоко — продукт скоропортящийся, а фермерам и животноводческим предприятиям его куда-то нужно девать.
Мы стараемся лишнего молока не брать, а работать только с тем, что есть. Была проблема, что козье молоко некуда было девать. Поставщики, которые к нам обратились, имеют контракт с Москвой. Москва на время карантина была закрыта, и нам приходилось это молоко брать в переработку себе. Варили козий сыр.Из ответа «Альянс фармвест»
После того, как сыр сварен, его нельзя сразу продавать. На созревание уходит минимум несколько месяцев. Быстропортящаяся продукция, которую продают сразу, не покрывает всех расходов, поэтому определённый убыток у предприятия сейчас есть.
Выезжаем сейчас за счёт твёрдых сыров. Сильно нас это не коснулось, потому что у нас были запасы сыра, их и продавали. Но сейчас запасы подходят к концу, надо бы наваривать больше. Но и больше молока мы взять не можем — за молоко надо рассчитаться, а рассчитаться нечем – не продали товара на нужную сумму. Получается замкнутый круг. У нас есть свои магазинчики, где реализуем сыр. За счёт них и держимся — все рестораны пока «отвалились».Из ответа «Альянс фармвест»
В компании надеются, что всё вернётся на круги своя с окончанием эпидемии. Откроются кафе и рестораны, заказчики снова будут закупать продукты.
Судя по информации аналитической системы «СПАРК-Интерфакс», проседания оборота продукции случались. Самая низкая точка доходов с начала года наблюдалась на неделе с 6 по 12 апреля. А больше всего продукции продали с 18 по 24 мая этого года.
ООО «Ровеньки-Маслосырзавод» производит не только сыры. А именно в направлении сыроварения ассортимент представлен полутвердыми, твердыми, мягкими сырами. Это, в частности, традиционные российские сорта (российский, пошехонский, сметанковый, сливочный и т.п.), известные европейские (гауда, эдам, тильзитер и т.п.), твёрдые с выдержкой от 3 месяцев (пармезан, авторские сыры олдфорт, граф, элит де комте), мягкие сыры кавказской группы — эгейский (адыгейский), сулугуни, брынза.
Ключевые местные бренды сыра реализуют в крупных торговых сетях федерального и регионального уровня.
За пять месяцев текущего года объём производства сыров на всех производственных площадках группы компаний (белгородская и воронежская) вырос более чем в 1,5 раза в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, до 6,37 тыс. тонн. Речь идёт о продукции всех направлений — твёрдые, полутвёрдые и мягкие сыры. Связано это с расширением ассортимента и совершенствованием технологического процесса, который активно проводился во второй половине прошлого года и начале текущего.Из ответа ООО «Ровеньки-Маслосырзавод»
Завод не останавливал свою деятельность, все мощности были загружены в полном объёме. Однако здесь отметили, что покупательская способность населения за этот период снизилась.
Но здесь важно понимать, что основная статья расходов, на которой экономят люди, это — развлечения, путешествия и т.д. На продукты питания экономия тоже распространяется, только несколько в ином направлении. В частности, растёт спрос на продукты эконом-класса и закономерно снижается на продукты премиум-класса. Ожидаем, что в ближайшей перспективе эта тенденция сохранится.Из ответа ООО «Ровеньки-Маслосырзавод»
С началом эпидемии на заводе отметили волнообразную динамику спроса на молочные продукты, в том числе и на сыр. Наблюдался и резки рост, и снижение с последующей стабилизацией.
На сырзаводе пояснили, что были готовы к такому поведению рынка, так как наблюдали аналогичное развитие событий в европейских странах, только чуть раньше. Таким образом, оценивая опыт европейских коллег, они имели предполагаемый сценарий развития событий и возможность к нему подготовиться. В целом, компания не ожидает глобального падения спроса на молочные продукты, а текущее снижение — вполне закономерный результат в рамках нынешней экономической ситуации.
За господдержкой не обращались. По словам руководства компании, текущая ситуация позволяет не снижать темпов реализации ранее намеченных планов и стабильно работать. Единственное, что изменилось — усилена противовирусная защита персонала и санобработка оборудования, а также транспорта. На данном производстве эти меры введены были ещё в январе, до рекомендации Роспотребнадзора. Поэтому ситуация на данный момент тревог не вызывает, пояснили на сырзаводе.
Маленькие компании столкнулись с падением спроса только в тех случаях, если реализовывать товар приходилось в кафе и ресторанах. Так, например, сыроварня «Бидон» имеет своё кафе, в котором и предлагает купить продукт. С введением ограничений на общепит и производство сыра, и его продажа резко сократились. Однако менеджер компании в разговоре с нашим корреспондентом сообщила, что компания не заинтересована в распространении информации о трудностях, с которыми пришлось столкнуться, и завершила диалог.
Крафтовые сыры сырного дома «Лала» пользуются спросом. Нам удалось связаться с компанией по телефону. Нам сообщили, что производство немного увеличилось, а потребление уменьшилось. За господдержкой обращаться не собираются и надеются, что с окончанием коронавирусной истории всё вернётся к привычному укладу.
От ОАО «Молоко» ответа в установленный срок мы не получили. Также мы обращались в департамент экономразвития региона, в котором нам посоветовали перенаправить обращение в департамент АПК области. В последнем нам подтвердили получение информационного запроса, но ответ не прислали. После звонка и уточнения, будет ли ответ подготовлен нам 11 июня 2020 года, нам сообщили, что запрос отправлен на детальную проработку. Ждать ответа нам придётся до 30 июля текущего года.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Белгородской области Владислав Епанчинцев сообщил, что из местных сыроваров никто за поддержкой в последнее время не обращался.
Как сообщает Торгово-промышленная палата России, в стране в последние годы существенно выросло производство сыра. В большей степени это связано с тем, что в РФ ввели санкции на зарубежные сыры, что дало возможность развития для местных предпринимателей.
Продукция ничуть не хуже импортной, а стоимость получается ниже за счёт отсутствия транспортных расходов, прохождения таможни и оформления множества документов.
С 2015 г. по 2019 год почти на 20% увеличилось производство российских сыров. Сегодня наши сыры уже соответствуют европейскому и мировому уровню.Пётр Чекмарёв, председатель Комитета по развитию агропромышленного комплекса ТПП России
Среди сыроделов в России немало компаний, которые являются филиалами иностранных компаний. Сотрудничество с ними идёт на взаимовыгодных условиях. По данным Союзмолока, на данный момент в молочной отрасли России трудится почти полтора миллиона человек по всей России.