Posted 11 декабря 2020,, 12:43

Published 11 декабря 2020,, 12:43

Modified 18 сентября 2022,, 11:09

Updated 18 сентября 2022,, 11:09

Кто заработал на реконструкции улицы Щорса в Белгороде?

11 декабря 2020, 12:43
Какие три компании вытеснили остальных и забрали многомиллионные контракты по реконструкции главной транспортной артерии областного центра? И почему это произошло?
Сюжет
Щорса

В июне нынешнего года на «Бел.Ру» уже выходил материал о ремонте дорог в Белгородской области и главных поставщиках услуг в этой отрасли. Тогда в публикации фигурировали «Белгороддорстрой», «Автомост», «Белдорстрой» и «ДСУ 31». Этим компаниям достаются крупнейшие контракты региона по ремонту и строительству дорог. Изменилось ли что-то за прошедшие полгода? Едва ли. Яркий пример – масштабная реконструкция улицы Щорса на Харгоре в Белгороде.

На реновацию главной транспортной артерии областного центра должны были потратить 1,2 млрд рублей, но из запроса в правительство области редакция узнала, что эта сумма будет даже больше – 1,4 млрд рублей. Кому доверили такие деньги и кто главный творец изменений на Щорса? Никакой интриги – снова «Белгороддорстрой». Кто ещё – читайте в этом материале.

Дело было так...

Ещё летом прошлого года в правительстве говорили об изменениях, которые необходимы белгородским дорогам. Обсуждали и расширение проезжих частей, и замену колец, и двухуровневые развязки, и выделенные полосы для общественного транспорта.

В феврале 2020 года от слов перешли к делу – представили широкой общественности схемы, как, по мнению властей, должны выглядеть дороги Белгорода после транспортной реформы и что она изменит: как минимум, увеличит пропускную способность транспорта.

Новые дороги с «выделенками» обещали построить к осени. Так и вышло. Уже летом город утопал в пробках из-за масштабной реконструкции, позже коллапс дошёл и до других улиц из-за поиска путей объезда «улучшенной» Щорса и неотлаженных светофоров. Хвалёные выделенные полосы не стали гарантом того, что автобусы будут ехать только по ним: несколько раз белгородцы замечали, как маршрутчики выезжают со своих полос, чтобы объехать друг друга, провоцируя тем самым аварийные ситуации и нарушая правила. Хотя глава ЕТК Александр Васильченко обещал, что «выделенки» ликвидируют гонку за пассажирами.

Но по итогам Щорса всё-таки сделали, как и планировали. Пассажиры автобусов, в основном, довольны быстрым передвижением благодаря специальным полосам, а вот автомобилисты наоборот – называют обновлённую улицу издевательством, просят вернуть всё назад и при любой возможности стараются объезжать отреконструированный участок.

Что касается рабочих моментов, ситуация выглядит так: планировали всего три очереди ремонта улицы Щорса. На декабрь 2020 года две из них уже завершили. Окончить все подрядные работы на участке власти обещают к 15 апреля 2021 года. Озеленение и благоустройство тоже сделают в соответствии с графиками – весной.

За подрядные работы уже отдали 869 млн 481,8 тыс. рублей. Всего, по данным департамента внутренней и кадровой политики области, планируют потратить 1 млрд 425 млн рублей. Финансирование идёт и за счёт федеральных денег, и за счёт средств областного и местного бюджетов.

Генподрядчиками реконструкции по итогам торгов выступили три основные компании – «Белгороддорстрой», «Автодорстрой-подрядчик» и «МонтажГидроГазСтрой».

ООО «Белгороддорстрой» – причина ваших утренних пробок

За всё время работы, по данным «СПАРК-Маркетинг», «Белгороддорстрой» в качестве подрядчика заключил 775 контрактов на общую сумму 23 млрд рублей.

Топ самых дорогостоящих за весь период работы компании, согласно тому же «Спарку»:

  • строительство объездной дороги в Алексеевке Белгородской области (900,7 млн рублей) в период с 2017 по 2018 годы;
  • реконструкция дороги Белгород-Павловск (756,4 млн рублей, 696,4 млн рублей и 581,6 млн рублей) с 2016 по 2018 годы;
  • подрядные работы по ремонту ул. Щорса в Белгороде – I этап (471 млн рублей) в 2020 и 2021 году.

Третья очередь на Щорса тоже числится за «Белгороддорстроем» – 309,1 млн рублей и 297,7 млн рублей.

За один только год (с 1 декабря 2019 по 1 декабря 2020 года) компания подписала 149 контрактов на ремонт и строительство дорог. 66 из них – в Белгороде, 32 – в Алексеевке. Помимо работ на Щорса, «Белгороддорстрой» занимался дорогами в Красногвардейском районе, Валуйском горокруге, Яковлевском горокруге, Белгородском горокруге и других муниципалитетах региона. Наибольшее число заказов подрядчик получил за прошедший год от администрации Белгорода (40 шт.), Упрдортранса области (38 шт.) и администрации Алексеевского городского округа (31 шт.).

Для справки: по данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Белгороддорстрой» работает в Белгородской области уже 15 лет. Основная сфера деятельности компании – строительство автомобильных дорог и автомагистралей. Руководит ею Мадат Дарчинян. Он же числится бенефициаром. Однако в уставном капитале компании ему принадлежат 68%, а остальные 32% – ООО «БДС», которое также занимается строительством дорог. Руководит ею Рубен Дарчинян. Выручка от продаж «Белгороддорстроя» за минувший год составила 4 млрд рублей, а чистая прибыль за тот же период – 27,8 млн рублей.

Однако многочисленность госконтрактов, как оказалось, не является гарантом качества. В конце ноября 2020 года появилась информация о нарушениях, которые нашла прокуратура при капремонте улицы Щорса. Из-за невыполненных в полном объёме работ снизилась пропускная способность обновлённой улицы. Поэтому, прокуратура внесла представления МКУ «Управление капитального строительства» и директору ООО «Белгороддорстрой». Помимо этого, в отношении последней компании и двух её должностных лиц завели административные дела.

ООО «Автодорстрой-подрядчик» получает максимум желаемого. А почему?

По информации, опубликованной в «СПАРК-Интерфаксе», компания «Автодорстрой-подрядчик» получила 55 госконтрактов из 55, на которые претендовала. Их общая сумма составила 1,2 млрд рублей. Аналогичная ситуация складывалась и в 2019 году – 44 заключённых контракта из 44 – 1,6 млрд рублей. В 2018 компания потеряла один контракт и подписала 33 из 34, но годом ранее наблюдалось всё то же 100% попадание – 25 из 25. Стоит отметить, это редкость и необычайный успех, особенно если учитывать, что подрядчика не назначали, а выбирали через процедуру электронного аукциона. В чём секрет этого успеха – остаётся лишь гадать.

Для справки: по данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Автодорстрой-подрядчик» зарегистрировано в Белгороде с 2001 года. Компанией по строительству автодорог и автомагистралей руководит Виталий Ефимов, а 100% доли в УК принадлежат ещё более старой (1993 год) строительной компании ЗАО «Автодорстрой», гендиректором в котором числится Владимир Кузнецов. За 2019 год «Автодорстрой-подрядчик» получила 1,4 млрд рублей выручки и 68,4 млн рублей прибыли.

Кстати, именно ЗАО «Автодорстрой» занималось строительством двухуровневой развязки на пересечении улиц Калинина и Студенческой в Белгороде.

За все годы работы, если верить данным «СПАРК-Маркетинг», компания «Автодорстрой-подрядчик» подписала 378 контрактов на общую сумму 10,3 млрд рублей. Самым частым заказчиком у «Автодорстрой-подрядчика» выступило управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области (161 раз).

Топ дорогостоящих госконтрактов:

  • строительство автодорог протяжённостью 283,764 км в ИЖС Белгородского района (867,4 млн рублей) в 2012-2014 годах;
  • реконструкция автодороги Северо-Восточный обход Белгорода (774,5 млн рублей) в 2015-2016 годах;
  • реконструкция автодороги Белгород-Никольское-Крым-Ясные Зори-Архангельское (496,2 млн рублей) в 2015-2017 годах.

Если учитывать лишь период с 1 декабря минувшего года по 1 декабря 2020 года, то «Автодорстрой-подрядчику» достались 58 госконтрактов. И уже тут в топ самых дорогостоящих входит капремонт улицы Щорса: 113,5 млн рублей и 110,8 млн рублей.

Кроме этого, компания получила заказ на строительство дорог в мкр. ИЖС Майский-80 (220,8 млн рублей), в ИЖС Марышкин Лог, Озерки и Разумное-81. Если анализировать полученные контракты по муниципалитетам, то чаще всего «Автодорстрой-подрядчик» за последний год строил в Белгородском районе (23 заказа) и Белгороде (22 заказа). Соответственно, самыми частыми заказчиками выступил отдел капитального строительства Белгородского района и управление капстроительства администрации Белгорода.

Но и у этого подрядчика, как и у предыдущего, не обошлось без неприятностей при ремонте главной транспортной артерии Белгорода. В начале сентября во время работ на Щорса ООО «Автодорстрой-подрядчик» не согласовало проведение допработ в районе перекрёстка улиц Щорса и Королёва с газовой компанией. Как итог – задетая газовая труба, прорыв, вонь на всю округу, перекрытое движение под конец рабочего дня, десятки заблокированных частных автомобилей вблизи прорванной трубы.

ООО «МонтажГидроГазСтрой» (МГГС)

За весь период своей деятельности компания МГГС получила 63 контракта на общую сумму 506,8 млн рублей. Причём 20 из них – в Белгороде, 17 – в Белгородском районе и лишь пять – в других регионах РФ. На это указывают данные «СПАРК-Маркетинг».

В 2020 году работы на Щорса стали единственным контрактом компании. Там МГГС занималась переустройством тепловой сети. Общая сумма работ – 37,2 млн рублей, которые взяли из бюджета Белгорода.

Однако редакции известно, что, помимо Щорса, в июле МГГС выполняла работы на Народном бульваре – занималась заменой трубопровода.

В 2019 году организация заполучила 6 из 7 желаемых контрактов. Заказчиком во всех выступило ПАО «Квадра» – компания по производству тепловой энергии. В сумме «Квадра» заплатила МГГС за работу в минувшем году 40,9 млн рублей. Годом ранее была подобная история: компания подписала 6 контрактов из 11 желаемых и также с ПАО «Квадра», на этот раз получив 79,3 млн рублей. И в 2017 году не было интриги: 7 контрактов из 21, все с «Квадрой» – 41,8 млн рублей.

Для справки: по данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «МонтажГидроГазСтрой» зарегистрировано в Белгороде с 2013 года. Отрасль, в которой функционирует компания, – строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения. Руководителем числится Сергей Калабухов, но доли в уставном капитале «МонтажГидроГазСтроя» распределились 50 на 50 между Калабуховым и Александром Лобынцевым. За 2019 год компания получила 80 тыс. рублей прибыли и 81 млн рублей выручки от продаж.

Почему для ремонта главной улицы Харгоры Белгорода выбрали именно эти три компании – спрашивать у властей было бесполезно. Ответ очевиден: предложили наименьшую сумму на торгах или были единственными участниками закупок.

Возникают вопросы:

  • неужели «Белгороддорстрою» доставалась и достаётся львиная доля контрактов по ремонту дорог в области лишь из-за наименьшей предложенной суммы в ходе закупок?
  • компании «Автодорстрой-подрядчик» всегда доставались 100% желаемых госконтрактов тоже из-за самой малой предложенной стоимости услуг?
  • «МонтажГидроГазСтрой» на протяжении стольких лет была и есть единственным предприятием, с которым теплосетевая компания заключает контракты по строительно-монтажным работам, потому что оно предлагает наименьшие суммы? Или за столько лет в регионе не прижилась или не появилась ни одна другая компания, способная выполнять эти работы?
"