Posted 30 сентября 2019,, 13:58

Published 30 сентября 2019,, 13:58

Modified 17 сентября 2022,, 16:26

Updated 17 сентября 2022,, 16:26

Источник жизни для людей и заработка для предпринимателей: вода, которую мы пьём

30 сентября 2019, 13:58
С 2012 года львиную долю на рынке безалкогольных напитков занимает вода, с каждым годом вытесняя собой газированные напитки и соки. Какую воду пьём мы? Является ли бутилированная вода залогом крепкого здоровья или это лишь способ производителей наживаться на нашей наивности?
Сюжет
Вода

Несмотря на то, что людям развитых стран доступна практически бесплатная чистая водопроводная вода, они упорно покупают воду в бутылках.

Чистой доступной воды в мире становится всё меньше. Потому что масштабы освоения среды обитания, которые часто производятся варварскими методами, приводят к тому, что добывать эту воду и обеспечивать её для населения становится всё сложнее и сложнее.Александр Борисов, председатель Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты России

В 2018 году оборот бутилированной воды в России специалисты оценили в 187 млрд рублей. Первое место по продажам занимает питьевая негазированная вода (3,26 млрд литров), на втором месте — минеральные столовые воды (2,14 млрд литров), а на третьем — лечебно-столовые (1,36 млрд литров). 900 млн литров воды российский рынок получает за счёт импорта.

Вода, разлитая в ёмкости, различается за счёт количества солей в своём составе. В том случае, если количество солей меньше полуграмма на литр, она считается питьевой. Если на литр приходится до одного грамма — это столовая вода. Лечебно-столовая вода содержит от одного до десяти граммов солей, а в лечебной воде показатель солей выше десяти граммов на один литр.

В Белгородской области первое место по объёму реализации бутилированной воды занимает ООО «Белые горы». В 2018 году компания реализовала 33 084 616 л минеральной столовой воды. С начала 2019 года этот показатель составляет 23 694 607 л. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», по состоянию на конец 2018 года компания отчиталась о чистой прибыли в размере более 800 тысяч рублей, а выручка от продаж составила более 285 млн рублей.

На втором месте по объёмам реализации — ОАО «Кондитерская фабрика „Белогорье“». На 2018 год объём реализации минеральной столовой воды составил 15 591 057 л, а на начало 2019 года — 10 593 928 л. В 2018 году выручка от продажи составила более 1 млрд рублей, а чистая прибыль компании на отчётный период — более 27 млн рублей.

Третье место заняла компания ООО «Элгаз-Плюс». Объём реализованной продукции за 2018 год составил 9 789 811 л. В 2019 году — 5 405 765 л. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», по состоянию на конец 2018 года компания отчиталась о чистой прибыли в размере более 2 млн рублей. Выручка от продаж составила более 69 млн рублей.

Компания ОАО «Валуйский ликёро-водочный завод» по объёмам реализации занимает четвёртое место. В 2018 году организация реализовала 7 508 845 л минеральной столовой воды, а на начало 2019 года — 4 858 081 л. В 2018 году чистая прибыль компании составила около 3 млн рублей, а выручка от продаж — более 649 млн рублей.

И закрывает топ-5 лидеров по объёмам реализации минеральной воды на территории Белгородской области ООО «Пивоваренная компания "Старая крепость"». В 2018 году компания реализовала 5 167 487 л минеральной столовой воды, а в 2019 году — 4 603 334 л. В 2018 году «Пивоваренная компания «Старая крепость» отчиталась о выручке от продаж в размере более 302 млн рублей, а чистая прибыль составила около 5 млн рублей.

Чтобы не вводить покупателей в заблуждение о приобретаемой воде, в России власти планируют ввести маркировку всей водной продукции, что позволит бороться с контрафактом. Налоговая служба и Ростех поддерживают данную инициативу, а вот большинство производителей бутилированной воды и отраслевой союз против цифрового контроля. Крупные производители бутилированной воды считают, что сплочённость их рынка позволит бороться с фальсификатом самостоятельно.

Проблема маркировки — важная, насущная. В некоторых сегментах она уже сыграла положительную роль. Но пока сказать, что в этом сегменте рынка это решение проблемы, ведущие игроки не готовы.Александр Борисов, председатель Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты России

Чтобы свести к минимуму возможность употребления некачественной воды жителями Белгородской области, профильные структуры контролируют её качество. Однако вопрос о несомненных преимуществах покупной воды не так прост, как кажется на первый взгляд. Во-первых, вместе с избыточными химическими элементами из такой воды могут отфильтровываться и вещества, необходимые для нормального функционирования организма человека. Во-вторых, потребитель не может знать точно, какую именно очистку в данном конкретном случае проводит производитель. В-третьих, сам процесс распространения такой воды чреват возможными сложностями.

Эту воду мы тоже контролируем в обязательном порядке. Отбирается она и из мест реализации. Случается, что такая вода не проходит по качеству. В основном это зависит от добросовестности реализаторов. Юлия Французова, врач отдела коммунальной гигиены Центра гигиены и эпидемиологии Белгородской области

Покупную воду либо в бутылках, либо на розлив мы привыкли воспринимать в качестве альтернативы водопроводной воде. Производитель её фильтрует, поэтому такая вода оказывается более умягчённой. Это можно легко проверить по состоянию чайника, в котором кипятится вода. При регулярном использовании водопроводной воды в нём образуется налёт — отложение тех самых солей, которые отличают одну воду от другой. Мягкая вода из магазина обычно оставляет чайник чистым.

У нас очень серьёзно изношена водопроводная сеть. Отсюда проблемы с чистотой воды, с химическим составом. Население всё больше понимает серьёзность проблемы, начинает всё больше использовать различные системы фильтров. И очень серьёзно растёт такой сегмент, как бутилированная питьевая вода.Александр Борисов, председатель Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты России

По мнению главного врача Центра гигиены и эпидемиологии Белгородской области Александра Краснопёрова, Белгородская область не забирает воду для водоснабжения из поверхностных источников. В регионе достаточно подземных вод. Как правило, это глубокие артезианские скважины. Вода в них защищена от загрязнений в 99 % случаев. Однако вопрос о том, какую воду лучше пить конкретному человеку, к сожалению, не поддаётся упрощению. Если пить умягчённую воду, организм может лишиться необходимых ему минеральных веществ. Это далеко не всегда полезно. Водопроводная вода, напротив, может доставить во внутренние органы ненужные химические соединения. Или доставить нужные, но в большем, чем требуется, количестве.

Всего в 2018 году по всей России продажи бутилированной воды выросли на 16 %. В 2019 году по разным оценкам специалистов рынок увеличится ещё на 10 %. Количество употребляемой бутилированной воды на одного человека может вырасти до 42 литров, что позволит производителям данного сегмента рынка «озолотиться» на одном из важнейших ресурсов, необходимых для жизни человека.

"