Posted 24 мая 2018,, 15:24

Published 24 мая 2018,, 15:24

Modified 17 сентября 2022,, 15:06

Updated 17 сентября 2022,, 15:06

Муфтий – о давлении на родителей при выборе национального языка ребёнка

24 мая 2018, 15:24
Муфтий Духовного управления мусульман Москвы и центрального региона «Московский муфтият», председатель Духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты РФ Альбира хазрат Крганова дал интервью ИА REGNUM.

О национальном языке и просвещении в Советском Союзе

В советский период в стране активно развивалось просвещение и образование. Это направление щедро финансировалось, школы в обязательном порядке комплектовались педагогами, учебниками и оборудованием. Русский язык в этот период стал средством, объединяющим многонациональную страну. С его помощью в регионы шли знания — точные, естественные науки, гуманитарные, знания о стране, о мире, о человеке. В ряде мусульманских регионов до советского периода просвещение и знание приходили через религию — изучение арабского языка, юридических наук (шариата), астрономии и других сопутствующих дисциплин. При мечетях работали мектебе и медресе. В зависимости от статуса территории в ряде национальных республик были либо национальные классы и школы, либо предметы по изучению национальных языков.

Об изучении национальных языков на современном этапе

Согласно ч. 3 ст. 68 Конституции РФ Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Полиэтничность регионов нашей страны многократно возросла, русский язык всё так же государственный, объединяющий, общий. Я сам по национальности татарин, учился в сельской школе в Чувашской Республике. Я и моя семья отлично владеем своим родным языком, и мои дети учатся в московской школе. Семья — главный учитель родного языка.

В России проживает огромное количество выходцев из бывших союзных республик: армяне, узбеки, таджики, киргизы, украинцы. Как быть с правами законопослушных мигрантов, которые стали гражданами страны, ведь их дети которых учатся в российских школах? Возможность удовлетворить их заявления в большинстве случаев объективно отсутствует. Разве это не будет свидетельствовать о дискриминации в сфере образования? Правозащитникам нужно вести себя последовательно до конца.

Искусственно языковую культуру не сохранить

В школах сёл и посёлков, малых городов с компактным проживанием той или иной национальности вопросов не возникнет, родители выберут родной язык для своих детей. А вот в больших городах, возможно, вопросы возникнут. Это экзамен на зрелость гражданского общества в лице национальных организаций, это относится к семье, в которой воспитывается ребёнок. Интеллигенция, общественные активисты должны более активно вовлекать и разъяснять вопрос о важности обучения родному языку. Сам народ должен желать этого, искусственно и под нажимом мы не сохраним основы языковой культуры. К сожалению, до сих пор многие национально-культурные организации системно не занимаются данным вопросом. Даже анализ заявок на президентские гранты это показывает — нет заявок от национальных организаций на тему популяризации, развития или сохранения национальных языков.

Конечно, хорошо, когда человек знает родной язык, приобщён к национальной культуре и традициям. Вопрос, как этого достигнуть? Надо всегда оставаться в рамках правового поля, закона. Некоторым иногда кажется, что стоит нажать, надавить — и проблема будет решена. Это иллюзии, так не получится.

Закон провозглашает право на свободное изучение родного языка. Государство обязано создавать гарантии для реализации этого права в сотрудничестве с институтами гражданского общества, общественностью. И здесь очень нужны методы убеждения, терпеливого культивирования интереса к родному языку, культуре и традициям. Ну, запугаем родителей, навяжем администрированием детям изучение родного языка, чего добьёмся? Только обратного негативного эффекта, да и чем тогда мы отличаемся от большевиков? Поэтому проблему изучения родного языка надо переводить в правое поле, с обозначением прав, обязанностей и ответственности всех субъектов.

О давлении на родителей

Имеются случаи, когда на родителей прямо или косвенно оказывается давление, принуждение к выбору для детей родного языка в обязательном порядке. Конечно, это сигнал неблагополучия. Это свидетельство уровня управленческой и правовой культуры руководителей различного ранга. Закон как раз и должен защищать права родителей и детей. Хотел бы, чтобы и региональные Общественные палаты не остались в стороне от этого вопроса.

С полной версией интервью можно ознакомиться на сайте информационного агентства REGNUM.

"