Posted 23 октября 2020,, 05:30

Published 23 октября 2020,, 05:30

Modified 18 сентября 2022,, 10:58

Updated 18 сентября 2022,, 10:58

Маски в Белгородской области защитят только от штрафа или от вируса тоже?

23 октября 2020, 05:30
Правительство всячески пытается убедить белгородцев в необходимости надевать маски, но не для всех эти аргументы действенны. Даже статистика с сотней заражённых за сутки не пугает местное население. Подробнее о мерах безопасности и коронавирусной ситуации в регионе – в этом материале.

С каждым днём в Белгородской области увеличиваются показатели заражённых коронавирусом людей. Если к 1 сентября суточный прирост был 40 человек, то уже к 21 октября этот же показатель достиг отметки в 105. Власть имущие призывают к осознанности: не посещать места скопления людей без особой надобности и обязательно носить маски. Граждан стали чаще штрафовать за нарушение масочного режима.

Для удобства и во избежание конфликтов средства индивидуальной защиты стали продавать прямо в автобусах, но порой можно заметить даже водителей без СИЗов. В опросах большинство белгородцев отметили, что пользуются масками (43% опрошенных) или обязательно надевают, если их просят (53% опрошенных). Но ситуация едва ли улучшилась, если взглянуть на статистику инфицированных. Подробнее об этом – в материале ниже.

Власти призывают и информируют

1 октября на брифинге, посвящённом ситуации с коронавирусом, выступила Людмила Крылова – замначальника департамента здравоохранения Белгородской области. Она заявила, что вирус стал менее агрессивным и в регионе меньше пациентов с тяжёлой формой течения COVID-19. «Самый большой удар приняли на себя первые заражённые», – уточнила чиновница. Сейчас же, во время второй волны, тяжело переносят болезнь в основном те, кто имеет попутные серьёзные хронические заболевания.

Но уже в середине октября главный врач горбольницы №2 – ковидного госпиталя Белгорода Антон Бондарев сообщил, что вторая волна коронавируса намного токсичнее первой: стало гораздо меньше лёгких случаев, большинство пациентов требуют госпитализации и кислородной поддержки.

На встрече с журналистами главный санитарный врач области Елена Оглезнева заявила, что с 17 августа наблюдается ежесуточный прирост больных. «Закрывать экономику» по примеру весенней волны вируса не будут, но ограничения всё же введут:

  • Усиленный контроль соблюдения масочного режима (особенно жёстко – в автобусах, троллейбусах и ТЦ);
  • Ограничение массовых мероприятий (кроме спортивных и культурных событий);
  • Усиление режима дезинфекции в общественном транспорте и подъездах домов;
  • Активизация информирования граждан о требованиях Роспотребнадзора: аудиосообщения в автобусах, наклейки и таблички на остановках.

Оглезнева не раз повторяла, что белгородцы расслабились: игнорируют социальную дистанцию и масочный режим. С её мнением согласен и заместитель губернатора области Денис Буцаев.

2 октября на заседании координационного совета он оценивал ситуацию как устойчивую, говорил о достаточном количестве медработников, медикаментов, оборудования и средств индивидуальной защиты. В то же время замгубернатора призывал к усилению защитных мер, сделать более частыми проверки торговых точек и штрафовать всех нарушителей (в том числе физлиц) после первого предупреждения. «Белгородцы стали чаще игнорировать меры против распространения COVID-19», – отметил Буцаев.

В Роспотребнадзоре также предупредили, что штрафы ждут и туристов, которые прилетели из-за границы, но не загрузили на сайт госуслуг заполненную ещё в самолёте анкету и результат теста на COVID в течение трёх дней. Так можно лишиться от 15 до 40 тыс. рублей. Тем более, подобные случаи в области есть: спустя месяц после прилёта из Турции белгородская семья так и не загрузила анкету и не сдала анализы.

Помимо представителей власти, к белгородцам обращался и гендиректор Единой транспортной компании Александр Васильченко. Он неоднократно просил пользователей общественного транспорта надевать СИЗы ещё до входа в салон автобуса, чтобы избежать конфликтов с другими пассажирами и водителем. Однако и тут не всё так просто: даже сотрудники ЕТК не всегда прислушиваются к просьбам начальства.

Правила соблюдают, но не все и не строго

Несмотря на пугающую статистику заражённых, просьбы главы ЕТК и правительства, общественный транспорт до сих пор полон людей без масок и водителей, защищающих СИЗами лишь свой подбородок. Последних, кстати, могут уволить за повторное нарушение масочного режима, но чаще наказывают штрафами, сообщил руководитель Единой транспортной компании.

Водители легкового такси, к слову, тоже через одного соблюдают требования. Хотя за неделю число таксистов в масках значительно увеличилось.

С 9 октября в общественном транспорте областного центра можно было бесплатно взять маску всем, у кого её нет. В течение пяти дней продолжалась акция от компании-перевозчика. Белгородцам успели раздать 200 000 СИЗов.

Позже, по итогам акции, мы опросили через сайт ИА «Бел.Ру» жителей Белгорода о том, носят ли они маски в автобусах. Из 170 опрошенных 82 человека (48%) ответили отрицательно, 16 человек (9%) – положительно, а 72 человека (42%) не пользуются общественным транспортом. Однако такие результаты не означают, что раздачи не было. Маски лежали около терминала оплаты проезда и желающие могли взять их самостоятельно. Но и активность водителей в этом вопросе была бы нелишней.

Акция закончилась, а осознанность так и не пришла. Департамент здравоохранения заявил, что некоторые белгородцы продолжают игнорировать меры безопасности. Как только в Белгороде сняли первые ограничения, градус ответственности упал и до сих пор так и не вернулся. Ситуация стала даже хуже, чем была весной: массово болеют дети и медработники, умирают врачи, учёные, преподаватели, старики, учреждения здравоохранения переполнены.

В то же время в соцсетях и на сайте ИА «Бел.Ру» многие белгородцы утверждают, что носят маски в автобусах и троллейбусах. Из 306 человек, принявших участие в опросе, 195 ответили, что всегда надевают средства индивидуальной защиты в общественном транспорте, 30 человек используют их по просьбе водителя, а 14 не пользуются ими вовсе. Остальные 67 участников опроса не пользуются общественным транспортом.

Большая часть пользователей ресурса «Яндекс.Район», читающих «Бел.Ру», выбрали вариант ответа «Всегда надеваю» (34 человека). Два человека ответили, что не носят маску, а 12 не против надеть её, если попросят.

В соцсети «Одноклассники» ситуация схожая: из 157 опрошенных 107 белгородцев защищают свои органы дыхания в транспорте, 16 – только по просьбе водителя, шестеро никогда этого не делают, а остальные 29 не пользуются автобусами и троллейбусами.

Но сразу же под опросом собрались не самые обнадёживающие комментарии. Были те, кто в самом прямом смысле сочинял стихотворения на тему масок и их важности, но были и те, кто скептически отнёсся к режиму.

Единственное, от чего спасёт маска, – это штраф за отсутствие маски. Скажите, вы действительно верите, что клочок тряпочки поможет от смертельного вируса? Александр Гуртов

На сайте «Бел.Ру» опрос был намного шире. На вопрос редакции о масках в транспорте мы узнали, что 89 человек (51%) всегда ездят в СИЗах. 17 белгородцев (10%) надевают их по просьбе, 10 человек (6%) не носят никогда, а 57 опрошенных (33%) не ездят в общественном транспорте.

Как решить проблему?

Решение, которое работало бы на практике, региональное правительство, видимо, только ищет. На оперативных встречах пытаются найти выход и улучшить ситуацию в различных сферах. На совещании 19 октября начальник депздрава Наталия Зубарева сообщала, что нехватку врачей закрывают «работой ординаторов на площадках всех поликлинических подразделений. Остальной дефицит компенсируется за счёт увеличения нагрузки на работающих врачей». Денис Буцаев как замгубернатора предложил привлекать к работе медиков из частных клиник.

В торговых сетях усилили проверки. Следят не только за масочным режимом, но и за контролем самочувствия сотрудников, графиками уборок, наличием антисептиков. Даже ранее стёртые отметки для соблюдения социальной дистанции в большинстве магазинов переклеили на новые. Другое дело, что не все обращают на них внимание.

С 12 по 18 октября проверено около 3500 объектов потребительского рынка. Возбуждено 4 административных дела по ст. 20.6.1 КоАП РФ, выдано 307 предостережений, деятельность одного из рынков региона приостановлена. Олег Абрамов, начальник департамента экономического развития области

Белгородцев снова перестали пускать без масок в различные заведения и на мероприятия. Так, на волейбольные матчи «Белогорья» вход закрыт для всех, кто не защищает свои органы дыхания. Даже учителей, которые раньше могли находиться в школах без масок, хотят обязать носить их вне уроков. Об этом сообщала ещё 30 сентября Елена Оглезнева – руководитель регионального Роспотребнадзора.

В транспорте всеобщую расслабленность также решили жёстко пресекать. Рейдовые группы ходят и будут дальше ходить по общественному транспорту с целью вычислить нарушителей режима. Сначала безмасочников предупреждают, а на второй раз – штрафуют. Причём, как сообщило «Бел.Ру» управление информации и социальных коммуникаций в ответе на запрос, штраф составляет от 1000 до 30 000 рублей. В период с 1 сентября по 16 октября 2020 года по статье 20.6.1 КоАП РФ оштрафовали шестерых физлиц на общую сумму 6,5 тыс. рублей.

Перечень уполномоченных выписывать штрафы лиц достаточно широк: это и должностные лица МЧС, МВД, Росгвардии, Минпромторга РФ, руководители органов местного самоуправления, руководители аварийно-спасательных служб и даже должностные лица «Роскосмоса» и «Росатома».

Время предупреждений закончилось, придётся применять более жесткие меры в отношении тех, кто не соблюдает требования. Денис Буцаев

С 13 октября в ЕТК решили вообще не пускать в автобусы и троллейбусы без масок. Как показывает практика, не все водители готовы делать замечания и просить надеть средство защиты, но многие всё же стали бдительнее следить за этим моментом. Видеосюжет об этом можно посмотреть на «Бел.Ру». Даже со стороны пассажиров участились замечания в адрес безмасочников.

С 16 октября во избежание конфликтных ситуаций, как сообщил гендиректор компании-перевозчика Александр Васильченко, в общественном транспорте Белгорода стали продавать маски. Купить за безнал их могут все пассажиры, которые не позаботились о наличии СИЗов до поездки. Но ситуация эта вынужденная, и в ЕТК рекомендуют заранее подумать о маске, так как 15 рублей за штуку – цена немаленькая, а вскоре планируют повысить стоимость. Как объяснил Васильченко, это не для наживы. О такой мере задумались для того, чтобы люди реже покупали маски в автобусах и водители занимались своими непосредственными обязанностями, а не играли роль продавцов.

Но пока что, несмотря на все предупреждения, штрафы, запреты и рекомендации, число заражённых ежесуточно лишь растёт, люди умирают прямо посреди больничных коридоров, а в поликлиниках стоят такие очереди, что людям приходится по шесть часов стоять к врачу, а иногда на улице. И даже это не гарантирует достойную и быструю помощь, так как медики в области в дефиците, а лаборатории и так работают на полную мощность.

"