Posted 21 февраля 2018,, 14:55

Published 21 февраля 2018,, 14:55

Modified 17 сентября 2022,, 14:56

Updated 17 сентября 2022,, 14:56

Как школьные учебники формируют образ предпринимателя?

21 февраля 2018, 14:55
Страницы учебников пролистал журналист «Новых известий».

На днях в стране прошёл Российский инвестиционный форум. В ходе дискуссий специалисты затронули проблему школьного образования и современных учебников, с помощью которых дети формируют картину мира.

Так, участники форума обратили внимание на учебник обществознания для 7-го класса, выпущенный издательством «Просвещение» и рекомендованный Министерством образования и науки РФ. В разделе «Учимся создавать свой бизнес» автор пишет: «… реальные отношения в этой сфере нередко далеки от идеала. На практике приходится сталкиваться со стремлением бизнесменов к лёгкой наживе, нечестности, безразличию к общественным интересам». Глава иллюстрируется снимками человека, скрючившегося под открытым небом над старой босоножкой, рядом с кустарной табличкой «Срочный ремонт обуви». В разделе «Оптовая торговля» − фото стихийного базара наподобие Черкизовского рынка.

Специалисты обеспокоены тем, как авторы подобных учебников формируют в сознании школьников образ предпринимателя. Михаил Делягин, советник, доктор экономических наук, считает, что так отзываться о малом бизнесе недопустимо. Ведь все крупные компании тоже с чего-то начинали. Детей нужно мотивировать к научно-техническому прогрессу, к изучению базовых предметов: «Иначе ребёнок в этом мире будет не создателем, а в лучшем случае пользователем». Также Михаил Делягин выступает за преподавание основ финансовой грамотности.

Общественный деятель и директор Института свободы Фёдор Бирюков считает, что в школах нужно ввести занятия по основам бизнеса. Причём это должен быть «реальный обучающий процесс, а не простой набор определений и оценочных суждений».

Бывший министр финансов, а ныне глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин предлагает ввести уроки по предпринимательству в школе и разрешить подросткам вести бизнес уже с 14 лет, а не с 16, как положено по Гражданскому кодексу. Экс-министр подчёркивает, что недостаток бизнес-образования препятствует развитию экономики − только 20 % россиян хотят открыть своё дело.

Минфин разработал программы по повышению финансовой грамотности среди школьников на примерах из художественной литературы. Так, дети вместе с преподавателями ищут ответы на вопросы: «Зачем Чичиков скупал мёртвые души?», «Под какой процент старуха давала Раскольникову деньги?», «Что можно было купить на 30 сребреников?». Авторы программы считают, что так можно предостеречь подрастающее поколение от ошибок в будущем.

Однако в то же время авторы учебников внушают детям, что бизнесмен – это или мошенник, или «обречённый на нищету кустарь». Кстати, на это учебное пособие обратили внимание ещё на Общероссийском родительском собрании. Тогда выпускница из Казани спросила министра образования и науки Ольгу Васильеву: почему учебник обществознания по школьной программе не даёт возможности подготовиться к экзаменам? Судя по всему, остальные параграфы книги тоже нельзя назвать качественными.

Решить, по каким учебникам должно обучаться подрастающее поколение, должны мы сами. Ведь от этого зависит, кто будет у руля в ближайшем будущем, сообщает "Новые известия".

"