Posted 19 июня 2019,, 12:37

Published 19 июня 2019,, 12:37

Modified 29 июля 2022,, 12:56

Updated 29 июля 2022,, 12:56

Филатов: Я вынужден был обратиться в ЕСПЧ — четыре года меня никто не слышит

19 июня 2019, 12:37
Верховный суд на основании решения ЕСПЧ отправил на новое рассмотрение решение о продлении меры пресечения в виде содержания под стражей Виктора Филатова. Но из СИЗО его не выпустят.

Сегодня, 19 июня, Президиум Верховного суда РФ в порядке надзора рассмотрел жалобу защиты Виктора Филатова — белгородского предпринимателя из «списка Титова». Основанием стало решение Европейского суда по правам человека о необоснованно длительном содержании Филатова под стражей.

Представитель генпрокуратуры высказал согласие с аргументами ЕСПЧ и ходатайствовал в Президиуме о том, чтобы постановление Страсбургского суда было исполнено буквально: то есть, чтобы Верховный суд признал незаконными и необоснованными все продления меры пресечения судами всех инстанций, вплоть до вынесения решения ЕСПЧ в феврале 2019 года.

В этой позиции есть нюанс, на который обратили внимание суда все защитники подсудимого. Суть правового казуса в том, что, несмотря на уже имеющееся постановление ЕСПЧ, Мещанский районный суд Москвы, где идёт судебный процесс, продолжает продлевать меру пресечения и по сей день. А значит, отмена уже состоявшихся продлений пока ничего не меняет — согласно новым, сформулированным точно так же, как и все предыдущие, ходатайствам обвинения, Филатов будет ждать приговора за решёткой. В конце июня исполнится четыре года, как он и ещё четверо его земляков были арестованы. Практически сразу им избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении ЕСПЧ как основание решения в пользу Филатова указана размытость формулировок и отсутствие обоснования особой тяжести преступления.

Адвокат Максим Ижиков напомнил в суде, что личное поручительство за смену меры пресечения Филатова дал бизнес-омбудсмен Борис Титов:

«Это структурная проблема российской уголовной юстиции. Опираться на дату вынесения ЕСПЧ неверно, потому что в дальнейшем суд снова, используя слово в слово ту же формулировку обвинения, продлевает меру пресечения. Должны быть отменены все постановления как до, так и после решения ЕСПЧ, а не только те, что оспорены и отражены в решении Европейского суда».

Филатов, обращаясь к суду, попросил судить по совести.

«Моя надежда, что сегодняшнее заседание Президиума Верховного суда подойдёт к вынесению решения не формально. Прошу принять решение по совести и в соответствии со здравым смыслом. Я не хочу, чтобы где-то звучало „Филатов против России“: я живу в России и хочу жить в России. Моя единственная просьба — судите по закону. Все мои заслуги перечёркнуты одним росчерком следователя. Прошу отменить все решения о продлении. Рассудить по совести и выйти за пределы представления, рассмотреть вопрос системно. Также прошу рассмотреть законность возбуждения уголовного дела в отношении меня».Виктор Филатов

Представитель бизнес-омбудсмена Бориса Титова, адвокат Дмитрий Григориади, комментируя эту ситуацию, обратил внимание на то, что решения Европейского суда, как правило, включают в себя и материальную компенсацию ущерба. Есть она и по обращению Филатова. Таких случаев, когда ЕСПЧ даёт оценку ошибкам российских правоохранительных органов, довольно много, и ущерб оплачивается из бюджета страны. Между тем, никто не несёт персональной ответственности за эти ошибки, а значит, нет механизма преодоления этой системной проблемы.

«По сути, нам сегодня сказали, что Верховный суд не понимает, на основании чего суды нижестоящей инстанции принимали решение об избрании меры пресечения в отношении Филатова и на основании чего 18 раз в течение нескольких лет эта мера продлевалась, − объясняет Александр Хуруджи, глава Ассоциации защиты бизнеса, общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей, содержащихся под стражей. − Недостаточно мотивированы оказались эти решения, плохо объяснены. Что дальше? А дальше суд первой инстанции, который будет рассматривать заново ходатайство следователя об аресте предпринимателей, то же самое, которое он удовлетворил более четырёх лет назад. И заново принимать решение. Какое? Посмотрим. Перед судом стоит непростая задача: либо признать свою некомпетентность и освободить Филатова, либо выискать очередную лазейку в законе и оставить под стражей. Внимание общественности и СМИ будет ключевым в этом вопросе».

Виктор Филатов обратил внимание и на соратников по несчастью: «Со мной вместе в клетке четыре таких же невиновных как и я. Прошу отменить решения о продлении как в отношении меня, так и остальных по этому делу».

"