Фото: Елена Свиридова/ архив ИА "Бел.Ру"

На чём зарабатывает аэропорт и почему самолёты не летают в любой населённый пункт

11 июня, 16:52ОбществоЕлена Свиридова
Пассажиропоток в России растёт, но почти половина малых воздушных гаваней терпит убытки. Какие проблемы есть в малой авиации, на чём зарабатывают аэропорты и куда путешествуют россияне? Аэропортовые услуги в России – в материале ИА «Бел.Ру».

В России

Последние два года в стране наблюдается тенденция: число авиапассажиров превышает число людей, предпочитающих поезд в качестве транспорта. Ожидаемо, большая часть авиапассажиров проходит через терминалы московских аэропортов Шереметьево, Домодедово, Внуково и питерского Пулково.

Основной источник доходов для аэропорта – его пассажир. Он оплачивает парковку, покупает кофе в зале ожидания или терминале. Процент от этих сделок возвращается воздушной гавани через аренду. Также аэропорт зарабатывает на рекламе. Терминалы тоже могут приносить доходы, но это возможно только для аэропортов с миллионным пассажиропотоком. В России порядка 30 таких воздушных гаваней.

К сожалению, у нас очень серьёзно сеть сократилась за последние 25−26 лет. В три раза сократилось количество населённых пунктов, которые имеют авиационную связь.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Что касается малой авиации, то они, как правило, живут за счёт дотаций от собственников и инвесторов. Из 300 аэродромов малой авиации в России половина – убыточна. Запрет на коммерческую деятельность мешает отрасли получать прибыль. Разрешение же пилотам-частникам возить пассажиров, доставлять грузы, заниматься аэрофотосъёмкой или обработкой угодий могло бы решить эту ситуацию. При этом у государства в бюджете нет средств на поддержание основной аэродромной сети. Эксперты считают, что на эти цели нужно порядка 70 млрд рублей ежегодно.

В минувшем году на развитие наземной инфраструктуры, строительство новых аэропортов, развитие авиации было выделено 18 млрд рублей. В этом году на реконструкцию и строительство аэродромных комплексов планируется направить 30,45 млрд рублей.

В Белгороде

Международный аэропорт «Белгород» осуществляет перелёты в Москву, Калининград, Сочи, Симферополь, Нижний Новгород, Норильск, Сургут, а также в Анталью, Даламан (Турция) и Энфиду (Тунис). С 13 июня возобновляются полёты в Санкт-Петербург.

Зимой планируется полётная программа в Таиланд. Надеемся, что в ближайшем будущем для туристов откроют Египет.из ответа на запрос

Самым популярным направлением круглый год остаётся Москва. В летние месяцы наибольшим спросом пользуются Турция, Симферополь и Сочи.

На внутренних направлениях аэропорт Белгорода работает с авиакомпаниями «Аэрофлот» (Москва), «Руслайн» (Москва, Калининград), S7 Airlines (Москва), «НордСтар» (Нижний Новгород, Норильск), «Ютэйр» (Сургут), «Нордавиа», «Северный Ветер» (Симферополь, Сочи).

Международными направлениями занимаются «Уральские авиалинии» (Анталья); «Ямал» (Анталья); «Азур Эйр» (Анталья, Даламан, Энфида); «Ред Вингс» (Анталья) и «Роял Флайт» (Энфида).

Постепенно объём пассажирских авиаперевозок белгородского аэропорта снижается. Так, в 2017 году аэропорт «Белгород» обслужил 468 773 пассажира, в 2018 году – 453 902 человека. В 2019 году ожидают 441 569 пассажиров. В 2020 году планируется увеличение пассажиропотока до полумиллиона человек.

Объём пассажирских авиаперевозок зависит от ряда факторов: транспортной подвижности населения, конъюнктуры рынка, технических возможностей авиакомпаний.из ответа на запрос

В Старом Осколе

Аэропорт Старого Оскола имеет статус регионального – местных воздушных линий. Он может обеспечивать полёты на Як-42 и Ан-148, а также воздушных судах иностранного производства и всех типов классом ниже.

По трёхстороннему соглашению на условиях субсидирования в 2017 и 2018 годах были обеспечены полёты в Москву – аэропорт Внуково. Речь идёт о договоре администрации Старооскольского городского округа с авиакомпаниями «Вологодское авиапредприятие» и «Псковавиа». Субсидирование предоставлено из областного фонда.

В Старом Осколе были востребованы перелёты в Сочи, Анапу, Геленджик, Минводы, Ейск, Самару, Екатеринбург и Санкт-Петербург.

С марта 2017 года по апрель 2018 года старооскольский аэропорт перевёз 6,5 тысячи пассажиров.

Планировались полёты в Симферополь. Их должны были выполнять «Саратовские авиалинии». Но после февральской авиакатастрофы в Подмосковье последовал отзыв лицензии авиаперевозчика, и запланированные полёты отменились.

В аэропорту Старого Оскола считают, что выполнять регулярные полёты невозможно из-за отсутствия в стране региональных воздушных судов (на 20−50 кресел) и региональных компаний. Исключения в этом плане составляют «Руслайн», «Вологодское предприятие» и несколько других, которые без компенсации убытков выполнять полёты не будут. При этом динамика пассажиропотока и спрос на авиаперевозки высокие.

16x9
Видео
Видео: Бизнес-Вектор

Перспективы

Московский авиационный узел перегружен, и в России планируют развивать региональные аэропорты. Идею разгрузки столичных авиаплощадок инициировал владелец авиахолдинга «Аэропорты регионов» Виктор Вексельберг. Он предложил правительству России снизить НДС до нуля на полёты в обход Москвы. Таким образом, пассажиры из Москвы могут сосредоточиться в воздушных гаванях Екатеринбурга, Самары и Ростова-на-Дону. Идею поддержала Торгово-промышленная палата России. Стимулирующая прямые перелёты мера может вступить в силу уже с 1 июля.

Сергей Катырин говорит, что для нормального авиасообщения необходимо строительство 150−200 новых аэропортов, то есть увеличение существующей цифры взлётно-посадочных полос фактически в два раза. Самостоятельно реализовать это не смогут ни государство, ни бизнес, поэтому необходимо принятие отраслевого закона. Этот документ будет регулировать механизм поведения на лётном поле и создаст условия для привлечения в аэропорты частных инвесторов, считают в программе «Бизнес-вектор».

Сюжеты: Авторские материалы, Регион