Posted 6 июня 2014,, 09:50

Published 6 июня 2014,, 09:50

Modified 14 декабря 2023,, 15:57

Updated 14 декабря 2023,, 15:57

Как в Белгороде трактуют народные идеи и велоинфраструктура Белгорода

6 июня 2014, 09:50
Как в Белгороде трактуют народные идеи и велоинфраструктура Белгорода

Два года назад на сайте «Народная экспертиза» появилась идея — построить в Белгороде сеть велосипедных дорожек. Отличная идея получила больше сотни голосов и вышла в топ голосования. «Народная экспертиза» модная и, более того, инновационная :) Так что проект велодорожек не остался незамеченным — его передали в администрацию города Белгорода, где он обсуждался больше года.

Понимая, что проект может получиться оторванным от жизни, потому что на этапе проектирования запросто может быть не проведено исследование и не привлечены люди, которые реально будут этими дорожками пользоваться, я захотел помочь проекту. Написал в форум велоклуба Роквелс, что меня беспокоит судьба проекта и что хотелось бы найти единомышленников. Единомышленники нашлись — представитель Роквелса, который разбирается в ГОСТах и СНИПах и каждую субботу выкатывает толпы людей; человек, который практически ежедневно ездит на работу (с февраля это года уже накрутил 400 км); человек, который много ездит на веле по городу, и понимает где удобно проехать, а где нет; человек, у которого есть опыт аналитической работы и систематизации информации.

Что мы сделали.
В городе уже есть места для катания и велодорожки. Мы нанесли их на карту. Дорожки и начинаются, и заканчиваются нигде. Как добраться городскому жителю с велосипедом до велодорожки или до места для катания? Эту задачу мы и пытались решить.
Мы объездили город и постарались выбрать реальные маршруты, чтобы велодорожки превратить в систему.

Красным цветом (на фото) показаны участки, которые действительно требуют больших денежных вливаний для организации велодорожки. Но есть и большой участок (отмечен голубым), обустроить который вполне реально «малой кровью», как говорится.

Пока мы катались и изучали город, появилась идея систематизировать все проблемы уже имеющихся велодорожек. А проблем там хватает. Нашлись ещё хорошие люди, которые помогли собрать проблемы. В результате родилась такая карта — http://bike.vbelgorode.ru/ Не пугайтесь от количества красных меток только )) О проблемах существующих дорожек как-нить потом.

Дальше мы нашли участок, который можно с меньшими затратами превратить в велодорожку — от Белгородского проспекта до Ротонды. Этот участок стратегический. Во-первых он позволит из города выехать на велодорожку за ротондой и уехать за город. А во-вторых, станет хорошим началом транспортной городской велосети. Почему этот участок архитектурно и экономически реален? Потому что там практически уже есть велодорожка. При этом остаётся и пешеходная зона, которая будет отделена от велосипедной дорожки для безопасности и пешеходов и велосипедистов.

Повторюсь — я говорю именно о первом, понятном и относительном простом этапе построения велоифраструктуры. Надо же с чего-то начинать. А всем, кто хочет сразу «Стокгольм» в Белгороде и соединить Харьковскую гору с аэропортом, рекомендую походить по городу и посмотреть, где же реально можно проложить велодорожку без реконструкций, требующих миллионы нерублей и ущемления пешеходов или автолюбителей.

В итоге в проект вошли анализ проблемы, предложение по решению и, до кучи, проблемы существующих велодорожек — http://www.m207.ru/works/bike
Такой проект мы представили в администрации, рассказали что мы сделали и как видим первые шаги по построению велоинфрастуктуры Белгорода. Проект был предварительно одобрен, нас обещали включить в рабочую группу, как и автора проекта на «Народной экспертизе», и… на этом всё закончилось.

И вот намедни в одном из майских номеров газеты «Смена» за этот год появился материал о судьбе велодорожек в Белгороде. Ссылаясь на информацию, полученную от управления архитектуры городской администрации, автор пишет, что скоро в Белгороде построят велодорожку по проспекту Богдана Хмельницкого от Белгородского проспекта до… улицы Урожайной (район автовокзала). То есть ещё один кусок, который заканчивается нигде. Почему она обрывается на автовокзале? Что мешает ее довести до северного выезда из города и соединить с велодорожкой на объездной? Но это ещё не всё: Чтобы гармонично увязать велодорожку с окружающей средой и сделать маршрут более интересным, планируется «оживить» его искусственными подъёмами и спусками, которую называют геопластикой. Какая красота! Человеку на велосипеде нужно попасть из точки А в точку Б, затратив минимум времени и усилий, а на его пути строят рельеф поля для гольфа!

Но на все мои вопросы сразу появились ответы, как только я увидел презентацию проекта велодорожки, которую подготовили специалисты городской администрации. Никто изначально не планировал строить в городе настоящую велодорожку, которая выполняла бы транспортные функции и в будущем стала бы частью цельной городской велосети. Исходя из того, что написано в проекте, дорожка должна стать очередной трассой для семейных покатушек: в двух концах её будет располагаться велопрокаты, посередине, возле городского дома Культуры (бывший ДК «Энергомаш») – велопарковки, а сама она почему-то упорно называется кольцевой. Эдакое развлечение — приехать на машине в центр города, взять вел напрокат, покататься туда-обратно вдоль одной из самых шумных и задымленных магистралей, опять сесть в авто и уехать. Это если бы вместо обычного дорожного полотна на одной из улиц города построили бы трассу для кольцевых автогонок, напимер. Убрав геопластику и дорожку обратно, думаю можно продлить велодорожку до самой Ротонды за тот же бюджет.

Тут самое время опять вспомнить, какую же изначально идею с сайта «Народная экспертиза» должны были реализовать:

На данный момент в городе действуют две вело-трассы (мкрн. Новый-2 и урочище Сосновка), так же построены велосипедные дорожки в районах расположения крупных автомобильных дорог, однако что бы добраться до специальных мест отведенных для велопрогулок необходимо пересечь город, прибегая к выезду на полосы движений автомобильных средств или осуществлять движение по пешеходным дорожкам, что является крайне небезопасным и неудобным вариантом для пешеходов, велосипедистов и других участников дорожного движения.

В итоге опять получаем какие-то «лёлюшки», а не решение реальной задачи.

Почему те, кому поручено решение проблемы, не хотят разобраться в ней? Почему не привлекают тот самый народ из названия проекта «Народная экспертиза»? Почему за реализацию этого проекта ответственны не службы, которые курируют в городе строительство дорог и транспортные вопросы, а департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики? Почему в соседнем Воронеже власти идут навстречу велосипедистам и прислушиваются к их мнению? Губернатор Воронежа Горедеев для «Велоночи», на которую, кстати, выкатило 3 500 человек, лично от себя презентует недешёвый велосипед. Ответов на эти вопросы я не знаю.

Я понимаю, что и велокулб Роквелс тут как бы не при чём, потому что они за спорт, соревнования и пропаганду здорового образа жизни, а велосипед как транспорт – это не к ним.

Велодорожки — это не развлекуха, и даже не спорт, а такая же равноправная часть транспортной системы города, как пешеходные тротуары и дороги для автомобилей (и поэтому не место на ней геопластике и прочим искусственным колдобинам). А проблемы транспортной системы Белгорода мы видим каждый день. Почему же не сделать что-то для их решения. В условиях нашего климата перемещаться по Белгороду на велосипеде запросто можно с апреля по ноябрь – это восемь месяцев в году. Ещё в 2012 году на одной из встреч с блогерами мэр Белгорода Сергей Боженов заявил о том, что строить велодорожки в городе нецелесообразно якобы потому, что Белгород расположен на холмах, рельеф сложный.

Про рельеф и климат есть отличная цитата из интервью Яна Гейла:

— Велосипеды демонстрируют гибкость городского пространства, но сделать город человечным можно и не пересаживая всех на два колеса. Они не везде уместны: где-то крутые горки, где-то слишком жарко или слишком холодно. Хотя я только что вернулся из Сингапура, где читал лекцию, и мне там все говорили — все круто, но когда вы уже расскажете про велосипеды? Я говорю: «У вас же так жарко». А они все равно: «Нет-нет-нет, давайте, давайте про велосипеды». В общем, как это не удивительно, я видел велосипеды в самых странных городах. В Сан-Франциско, например, где много холмов, очень сильная велокультура: они там не взбираются на каждый холм, а долго едут вокруг, поднимаясь в самом пологом месте.

А ещё есть его же отличные цитаты про здоровье и социальную составляющую:

— Люди перестали двигаться, сидят сиднем и умирают. И теперь многие чиновники говорят: «Мы должны строить так, чтобы люди двигались». Хотя бы отодвинуть гараж с машиной на 500 метров от подъезда, чтобы это расстояние они проходили пешком. Или поставим лестницу, или построим велодорожки — мы все эти траты вернем, сэкономим на строительстве больниц.

— Но, на самом деле, велосипеды — это не главное.
— А что главное?
— Велосипеды — это общественная жизнь. Когда горожане едут по улице на велосипедах, то вокруг видят много людей. А когда на машинах — железа. А для меня именно общественные пространства, общественная жизнь — самое главное.


А вчера увидел возле лицея № 32. Про саму парковку, конечно, отдельный разговор, но что столько человек приезжают в школьный лагерь на велосипеде — прекрасно!

В общем как-то печально с пониманием проблемы и уж тем более с реализацией. И ведь возьмут же и построят, с геопластикой же…

"