Posted 5 августа 2019,, 10:37

Published 5 августа 2019,, 10:37

Modified 17 сентября 2022,, 16:16

Updated 17 сентября 2022,, 16:16

Григориади о деле белгородских энергетиков: Такой спор надо решать в арбитражном суде

5 августа 2019, 10:37
Почему предпринимателей часто пытаются осудить по статье 210, разбирались эксперты.

RT со ссылкой на данные Федеральной антимонопольной службы сообщает, что в России 51,5 % бизнесменов не доверяют полицейским. 61,6 % опрошенных заметили: защита их прав и интересов ухудшилась за два года.

Причиной этому, считают эксперты, стало слишком суровое уголовное преследование – по ст. 210 УК РФ. Статью писали ещё в 90-х годах для главарей преступных группировок. Теперь же по ней обвиняют предпринимателей.

Показательным примером служит дело белгородских энергетиков. История началась в 2000-х, когда в стране реформировалась энергосистема. Тогда «Белгородэнерго» поделили на несколько самостоятельных организаций, в то же время появилась и фирма «КорСсис» («Корпоративные сервисные системы»), занимавшаяся аутсорсингом. Среди руководителей компаний были бывшие коллеги и знакомые: по мнению следователей, это хорошая почва для коррупции.

В июле белгородским энергетикам вынесли приговор: их обвинили в растрате 241 млн рублей (ст. 160 УК РФ). До вынесения пять предпринимателей держали в СИЗО четыре года. Белгородцам пытались приписать и 210-ю статью, но доказательств суд так и не нашёл. Видимо, нужна была статья только затем, чтобы подольше оставить бизнесменов в неволе.

Не смутило следствие и то, что один из фигурантов дела − Александр Пивоваров − страдал от астмы и диабета. При этом его оставляли в одной камере с курящими. Из-за проблем со здоровьем ему 16 раз вызывали скорую.

Адвокат, общественный представитель уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Дмитрий Григориади рассказал RT, что ему вообще непонятно, как Пивоваров вошёл в число обвиняемых – его компания делала для «КорСсис» только монтажные работы. Однако обвинение нашло снимок с корпоратива: на фото Пивоваров был с руководителями компании. По логике следствия, если они на фотографии стоят вместе − стало быть, образуют преступную группировку.

Не раз говорил о деле и уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов. По его мнению, дело разгорелось из-за того, что у осуждённых белгородцев был современный офис, который кого-то заинтересовал.

Дмитрий Григориади уверен: это дело – обычный конфликт хозсубъектов. Соответственно, и решать его нужно в арбитражном суде, а не в следственном комитете.

В случае с белгородскими энергетиками доказательств по 210-й так и не нашли. Однако далеко не все предприниматели избежали этой участи. По данным Генпрокуратуры, в 2018 году по статье возбудили 65 дел экономической направленности.

Для следствия есть немало преимуществ использования 210-й статьи. Можно сколь угодно долго держать подозреваемых за решёткой, само дело выглядит солиднее, да и сами бизнесмены под натиском нередко сдаются и сознаются во всём – стоит только пообещать сократить за это срок.

В суде же довольно редко оправдывают обвиняемых, которые уже провели в СИЗО несколько лет. Причиной этому, полагает Дмитрий Григориади, может быть выплата государством компенсации за неправомерный арест.

Кроме того, у Фемиды тоже есть своя иерархия. Например, районный судья в провинции вряд ли оправдает человека, обвинение которого утверждала Генпрокуратура в Москве. Тогда же придётся объяснять, почему и следователь, и прокурор ошибались с обвинением, почему обвиняемый сидел в СИЗО без причины. Судьям это просто не надо.Дмитрий Григориади

В Госдуме планируют ограничить применение ст. 210 УК РФ: уже внесён законопроект о запрете её использования вместе с экономическими статьями. Владимир Путин тоже поручил разработать поправки для смягчения 210-й для предпринимателей. На последней прямой линии президент отметил, что злоупотреблять арестами в экономических преступлениях не стоит. Альтернативой могло бы стать освобождение под залог.

"