Posted 22 июня 2019,, 06:00

Published 22 июня 2019,, 06:00

Modified 17 сентября 2022,, 16:10

Updated 17 сентября 2022,, 16:10

Физики начнут искать тёмную материю с помощью алмазных детекторов

22 июня 2019, 06:00
К поиску таинственного вещества с помощью алмазов вернулись американские и израильские учёные. Не остались в стороне и специалисты НИУ «БелГУ». Только методы у них другие.

Свои размышления они опубликовали в журнале Physical Review D. По их мнению, алмазные «ловушки» содержат кристаллы, которые могут обнаружить потенциальные частицы тёмной материи с относительно малыми массами.

Никто из учёных по всему миру не знает, что искать и где, но они продолжают это делать на протяжении нескольких десятков лет.

По мнению зарубежных специалистов, алмазные детекторы способны помочь поймать частицы тёмной материи. Когда такая частица врезается в атомное ядро ​​или электрон в алмазе, возникают звуковые волны. Чтобы их обнаружить, учёные охлаждают кристаллы почти до абсолютного нуля (-273,15 °С) и снабжают их датчиками обнаружения звуковых волн.

«Атомы углерода, из которых состоит алмаз, легче, чем атомы кремния или германия, поэтому детекторы алмазов могут обнаружить более легкие частицы тёмной материи, сталкивающиеся с атомными ядрами. А алмаз может быть сделан более чистым, чем другие кристаллы, состоящие в основном из одного типа или изотопа углерода. Это облегчает измерение вибраций, вызываемых потенциальными частицами тёмной материи» соавтор исследования Ноа Курински, физик из Фермилаб в Батавии, штат Иллинойс

Учёные в Белгороде не остались в стороне от поиска тёмной материи. В поисках тёмных частиц они задействуют детекторы, основанные на различных физических принципах. Их создают с очищенных материалов и с отсутствием фона от космического излучения. Именно поэтому установки находятся глубоко под землёй. Университеты, которые принимают участие в поиске тёмных частиц, следят за экспериментом удалённо.

«По сути, это бочка, криостат серебряного цвета, который заправлен жидким аргоном. Частицы тёмной материи, пролетая через эту бочку, ионизируют атомы аргона, и возникает небольшой квант света. Этот квант света фиксируется датчиками — фотоэлектронными умножителями. Это как если закрыть глаза и кинуть в нас бильярдным шаром — мы не определим, красный он или чёрный. Так и здесь: мы можем только определить, с какой силой он ударился и время удара»Иван Никулин, старший научный сотрудник лаборатории радиационной физики

Свои поиски белгородские учёные проводят и в лаборатории НИУ «БелГУ» под руководством доктора физико-математических наук Александра Кубанкина без использования алмазных детекторов.

— Алмазный детектор — это всего лишь один из инструментов, которым решается проблема поиска. Мы проводим исследования в данной области, однако, инструментами других групп, — Александр Кубанкин, доктор физико-математических наук