Posted 24 октября 2019,, 12:32

Published 24 октября 2019,, 12:32

Modified 17 сентября 2022,, 16:28

Updated 17 сентября 2022,, 16:28

Субъекты МСП выбирают нерегулируемые закупки

24 октября 2019, 12:32
Международный валютный фонд ухудшил прогноз роста ВВП России в 2019 году до 1,1 %.

В комментарии эксперты МВФ указывают на необходимость дальнейших структурных реформ в стране, в том числе улучшения процесса проведения госзакупок. Между тем 24 октября в Совете Федерации планируют разработать рекомендации о регулировании закупок малого объёма.

Система организации госзакупок в России делится на три уровня: федеральный, субъектовый и муниципальный. Два последних доступны малому и среднему бизнесу и за счёт этого показывают активный прирост сделок в количественном и денежном выражении. Поэтому цифровизация и повышение эффективности этого направления – одна из важнейших тем для федеральных и муниципальных властей.

В течение последних трёх лет на субъектовом уровне активно развивается формат электронных магазинов – онлайн-торговых площадок, где заказчики размещают свои извещения о потребности в закупке и собирают заявки участников по ней, по такой схеме проходит порядка 85 % всех закупок малого объёма. Второй способ – это когда поставщик размещает свои прайс-листы в электронном магазине, а заказчик соглашается с офертой поставщика, то есть осуществляет закупку на основании предложения участника о продаже.

Эффективность этого инструмента подтверждают цифры. В 2018 году общий объём торгов с участием таких магазинов превысил 800 млрд рублей, а количество сделок превысило 20 млн штук. В 2019 году положительная динамика усилилась. Сейчас в среднем ежемесячно только через электронные магазины операторов электронных торговых площадок проходит более 200 тысяч закупок на 8 млрд рублей. Электронные магазины стали основными торговыми площадками для предприятий малого и среднего бизнеса, которые являются ключевыми хозяйствующими субъектами для развития экономики, усиливая её через инновационную активность. Развитие этого сегмента во многом зависит от мер государственной поддержки, в том числе и через госзакупки, говорят участники рынка, а здоровая конкуренция – важнейшее условие развития и функционирования рыночной экономики любой страны.

«Мы участвуем не только в закупках малого объёма, но и в госзакупках. Разница колоссальная: в госзакупках процедура постоянно меняется, иногда просто не успеваем за всеми изменениями, а попасть в РНП совсем не хочется, это парализует всю работу на пару лет. Закупки малого объёма проще по процедуре и бесплатные, конечно, поэтому стараемся больше участвовать, чтобы больше выигрывать, ищем тендеры, заключаем контракты», – поясняет один из участников рынка госзакупок из Белгородской области.

При этом излишнее административное регулирование без учёта накопленного опыта и использования уже эффективно работающих технологий может отбросить регионы на 4−5 лет назад и фактически отправит в корзину позитивные достижения, полученные в этой области за последние годы.

На федеральном уровне с 1 марта 2019 года может работать только одна площадка – единый агрегатор торговли «Берёзка». Рынок довольно осторожно относится к такому решению. Например, по данным за июль 2019 года объём торгов на «Берёзке» составил всего 190 млн рублей. Это в 40 раз меньше торгов, проводимых в других электронных магазинах.

К осенней сессии Госдумы может возникнуть прецедент перевода всех закупок малого объёма субъектового и муниципального уровня на ЕАТ «Берёзка», то есть всего рынка полностью, и у этого решения есть ряд недостатков:

– игнорирование накопленного опыта в отношении электронных магазинов, которые широко используются в регионах;

– монополизация, следовательно, стагнация рынка ЗМО, уход от конкуренции, которая даёт импульс развитию этого сегмента;

– очередное перекраивание сложившейся практики очень ресурсоёмко как для заказчиков, так и для поставщиков, большинство из которых – субъекты МСП, сокращение экономического потенциала сегмента на неопределённый срок.

В регионах объясняют скептицизм по отношению к новому оператору желанием сохранить возможность выбора и уже ставшую привычной практику малых закупок. Участники торгов отмечают, нынешняя модель размещения закупок малого объёма зарекомендовала себя с лучшей стороны и вряд ли стоит её менять. Хотя интеграции могут быть неплохим дополнительным решением.

"