Posted 24 июля 2019,, 12:37

Published 24 июля 2019,, 12:37

Modified 17 сентября 2022,, 16:15

Updated 17 сентября 2022,, 16:15

Нелёгкая доля лёгкой промышленности: от чего страдает производство одежды в России

24 июля 2019, 12:37
Низкий спрос, теневой импорт и отсутствие стратегии у государства по развитию легпрома тормозят производство.

Пять лет назад чиновники взяли курс на импортозамещение, в том числе и продукции лёгкой промышленности. Первые итоги инициативы оценили высоко. Так, Дмитрий Медведев сообщил, что в стране уже производят ткани и кожу, способные конкурировать с зарубежной продукцией.

Однако на деле всё оказывается не так радужно. За четыре года рынок одежды упал на 38 %. Виной тому – низкие доходы россиян. Напомним, что, по данным Росстата, 35,4 % семей не может купить сезонную обувь, а у 48,2 % средств хватает только на еду и одежду.

При этом продукция отечественных производителей зачастую дорогая для покупателей. Поэтому россияне предпочитают зарубежные вещи: пусть и китайские подделки оригинальных брендов, зато дешёвые.

По итогам 2018 года в России произвели одежды и обуви на 430,9 млрд рублей, а ввезли из-за границы – на 962 млрд. Но не все могут позволить себе отечественную продукцию, поэтому в стране процветает рынок контрафакта. Как сообщил председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин, нелегально ввозят продукцию на 700 млрд рублей, что больше всего отечественного производства.

Кроме того, легпром в России зависит от импортного сырья. По оценкам президента Российского союза производителей одежды Светланы Беляевой, около 95 % материалов закупается за рубежом, что в итоге сильно влияет на цены.

Оборудование на предприятиях лёгкой промышленности устарело, а выпуск нового сокращается. Так, доля оборудования со сроком эксплуатации больше 20 лет составляет 39 %. Производства в тех же азиатских странах оснащены лучше, да и людей там занято больше. К примеру, в Китае в сфере легпрома работают 215 млн человек, а в России – около 330 тысяч (по данным Российского союза производителей одежды).

Предприятия лёгкой промышленности государство поддерживает, но слабо. В основном в форме госзаказа и гособоронзаказа – производства специальной одежды и обуви для сотрудников ведомств и госкомпаний. Однако далеко не все предприятия входят в программу.

Даже Минпромторг в Стратегии развития до 2025 года не предусматривает роста лёгкой промышленности. Основная цель – сохранить существующие объёмы производства.

По мнению экспертов, улучшить состояние лёгкой промышленности в России могут расширение форм господдержки или качественный технологический скачок. При этом опираться можно на опыт других стран. Так, в Китае установлен льготный налоговый режим. В Индии субсидируются 5 % на обновление технологий, а в США создали целый научный комплекс по созданию умных тканей, сообщают «Новые известия».

"