Posted 6 апреля 2018,, 11:00

Published 6 апреля 2018,, 11:00

Modified 29 июля 2022,, 13:18

Updated 29 июля 2022,, 13:18

«Дорожные» госзакупки: контракты – кому надо. Картелей нет

6 апреля 2018, 11:00
Крупные заказы на строительство и ремонт белгородских дорог получает ограниченное число местных компаний. Мы попытались прояснить мотивации участников профильного рынка.

Дорожники

Журналисты ИА «Бел.Ру» ознакомились с результатами заключения контрактов по госзакупкам в регионе в течение 2017 года. Как выяснилось, лидерами рейтинга по количеству «освоенных» денег оказались местные дорожники. Среди главных бенефициаров – десяток компаний, информацию о которых мы нашли в открытых источниках. В частности, в этом нам помогла система «СПАРК-Интерфакс».

Мы подобрали данные по главным компаниям в сфере дорожного строительства, чтобы проследить динамику их экономической деятельности. Это даёт более внятное представление о функционировании профильного сектора системы госзакупок.

«Упрдортранс»

В основном заказчиком в сфере ремонта и строительства дорог в регионе выступает областное государственное казённое учреждение «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области». Оно было зарегистрировано в марте 2015 года. Глава учреждения – Сергей Евтушенко.

Структура подведомственна региональному департаменту строительства и транспорта. Руководитель департамента – Евгений Глаголев. Его отец, Сергей Глаголев, работает в должности ректора БГТУ им. В. Г. Шухова, он также является председателем Горсовета Белгорода.

Заказы

В 2017 году «Упрдортранс» выступил заказчиком контрактов на общую сумму 19,6 млрд рублей (годом раньше – 8,690 млрд рублей). Для сравнения: бюджет Белгородской области на 2017 год сложился с доходами в сумме 76,1 млрд рублей. Таким образом, «дорожные» инвестиции эквивалентны 25 % доходов региональной казны.

Аукционы на 6,448 млрд рублей (32 % от общей суммы) выиграло ООО «Белдорстрой». Контрактов на 3,641 млрд рублей (18 %) заключила компания с похожим названием ООО «Белгороддорстрой».

Все нижеследующие организации совокупно заключили в 2017 году с белгородским «Упрдортрансом» контрактов на 16,323 млрд рублей. Это 82 % от всех контрактов, заключённых управлением.

ООО «Белгороддорстрой» зарегистрировано в 2005 году. Гендиректор Мадат Дарчинян владеет 50 % долей в её уставном капитале. Также бизнесмен является совладельцем компании ООО «Валуйкидорстрой». Здесь он занимает аналогичную должность гендиректора, хотя его доля в уставном капитале значительно скромнее – 3 %. Остальные 97 % принадлежат ООО «БДС», собственником которого, в свою очередь, значится Рубен Дарчинян – очевидно, родственник второго собственника.

Предприятие «Строитель» основано в 2003 году, располагается в Белгороде. Директором работает Валерий Григоров. 100 % долей в уставном капитале организации принадлежат Николаю Степашову. Он владеет долями в нескольких белгородских компаниях, связанных с дорожным строительством. В частности, Николаю Степашову принадлежит ООО «Белдорстрой».

Компания «Белдорстрой» основана в 2004 году и зарегистрирована в Белгороде. Она относится к категории крупных – с количеством работников от 1 001 до 5 000 человек.

ЗАО «Ровеньской дорожник» было зарегистрировано в марте 2002 года. Гендиректор Сергей Тарасенко также работал директором в муниципальном унитарном предприятии с похожим названием «Ровеньский дорожник». (В конце 2017 года было принято решение об исключении предприятия из ЕГРЮЛ.) Обе организации были зарегистрированы по одному адресу в Ровеньках.

Сергей Тарасенко занимает ещё одну должность – председателя Муниципального совета Ровеньского района.

Директором «Автодора» работает Анатолий Франчук. Муниципальное предприятие зарегистрировано в 2008 году, находится в Губкине.

Предприятие «Белзнак-Прохоровка» зарегистрировано в Белгороде в 2011 году. Гендиректор Дмитрий Кабалин имеет 95 % долей в уставном капитале организации. Он также является директором и совладельцем ООО «Белзнак», совладельцем ООО «ДРСП Борисовка», директором и совладельцем ООО «Стройбетон». Все эти фирмы зарегистрированы в Борисовке по одному адресу.

Организация «Белмаг» зарегистрирована в 1998 году. В качестве основного вида деятельности указано выполнение каменных и кирпичных работ. Находится она в Дубовом Белгородского района.

Гендиректор ООО «Белмаг» Олег Соловьёв владеет 25,20 % долей в уставном капитале компании. Также в его собственности находятся 100 % долей предприятия ООО «Мастерстрой», в нём он занимает должность директора.

Компания «Бизнесстрой» образована в 2013 году. Зарегистрирована в селе Таврово Белгородского района. В качестве основного вида деятельности указано производство земляных работ.

Директор предприятия Александр Кузнецов владеет 100 % долей в его уставном капитале. Также ему принадлежит 50 % долей в ООО «ДРСП «Белгородское».

ООО «ДСУ 31» базируется в Красной Яруге, зарегистрировано в августе 2007 года. Гендиректор Сергей Карацупа владеет 20 % долей в уставном капитале организации. Он также собственник 100 % долей в ООО «Белогор» и 50 % ООО «Мастера Белогорья».

В роли совладельца ООО «ДСУ 31» выступает Геннадий Бобрицкий (40 %) и ООО «Офисный центр» (40 %). Последнее предприятие принадлежит Татьяне Незнамовой.

Стоит отметить, что Геннадию Бобрицкому принадлежат доли в уставном капитале десятков белгородских компаний различных видов деятельности. Среди них ООО «УК “Приосколье”», ЗАО «Агросоюз “Авида”», ООО «Белэнергомаш-БЗЭМ», ООО «Биоветзащита» и другие.

Фирма «Автодорстрой-Подрядчик» основана в 2001 году, зарегистрирована в областном центре. В качестве головной компании предприятия указывается ЗАО «Автодорстрой», которое находится по тому же адресу в Белгороде. Руководит головной компанией генеральный директор Владимир Кузнецов.

Компания «Мостдорстрой» зарегистрирована в 2015 году, «прописана» в Белгороде. Гендиректор фирмы Николай Ряпухин владеет 100 % долей в уставном капитале организации. Также он является собственником (частичным или полным) других фирм в сфере строительства.

Ответа нет

Журналисты ИА «Бел.Ру» обратились с официальным запросом информации к начальнику ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» Сергею Евтушенко. В частности, мы хотели узнать усреднённую стоимость километра асфальтированной дороги в Белгородской области, из каких компонентов она складывается.

Ответа на запрос в установленные законом сроки мы не получили.

Жалобы

В 2017 году белгородским антимонопольщикам на действия участников аукционов по госзакупкам в сфере ремонта, строительства, реконструкции автомобильных дорог жаловались 65 раз. Было выявлено 19 нарушений. Они касались формальных моментов, связанных с подготовкой документации. Нарушители получили 17 предписаний, их исполнили в срок. 12 виновных должностных лиц привлечены Белгородским УФАС к административной ответственности. Ещё 7 дел находятся в стадии возбуждения.

Тем не менее, практически все претензии не имеют отношения к антиконкурентным сговорам.

Есть такая профессия

Подавляющее количество жалоб подаётся так называемыми профессиональными жалобщиками. Мы эти жалобы обязаны рассматривать.Елена Кашу, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области

Такого рода жалобщики занимаются постоянным мониторингом сайтов госзакупок, ищут там нарушения – как правило, типовые. У каждого из них есть своя сфера деятельности (строительство зданий, строительство дорог и т.д.). Найденное нарушение обжалуется ими в УФАС. Известны случаи, когда инициаторы подобного рода претензий обращались к участникам аукционов с предложением отозвать свою претензию за вознаграждение.

Мы завалены такими жалобами. Из общего количества их примерно 90 %. Подаются сторонними лицами с очень неясными мотивировками. Это проблема.Сергей Петров, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области

Против картелей

Летом 2017 года президент России Владимир Путин поручил подготовить поправки в закон, предусматривающие ужесточение наказания за участие в картелях. В феврале 2018 года глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что борьба с картелями выделилась в приоритет работы ведомства. В середине марта законопроекты с поправками в Уголовный кодекс и закон «О защите конкуренции» были внесены в Государственную Думу.

Картель – это договорённость участников рынка, имеющая антиконкурентный характер. То есть хозяйствующие субъекты договариваются между собой, скажем, продавать товар по определённой цене. Это ведёт к отсутствию конкуренции, бьёт по карману потребителя, позволяет бизнесу меньше заботиться о повышении качества продукции или услуг.

Госсовет

Вчера, 5 апреля, президент России Владимир Путин провёл заседание Госсовета по теме развития конкуренции.

У государственных структур, компаний с госучастием совершенно другие лоббистские и финансовые возможности, и доступ к кредитам у них тоже намного проще, да и технологии разыграть торги в свою пользу есть, их достаточно, и мы знаем, как они работают.Владимир Путин, президент РФ

Глава государства выступил с критикой протекционизма, который оказывается местными властями удобным им компаниям. По мнению президента, нет ничего плохого в том, чтобы предоставлять на местном уровне льготы предпринимателям. Однако принципиально важно, чтобы доступность таких преференций была одинаковой для всех участников рынка, а не только для избранных.

Проще работать со своими ГУПами и МУПами, чем выбирать эффективных исполнителей на конкурентном рынке. Такие действия ведут к росту бюджетных расходов, консервируют отсталые производства и низкое качество продукции. В конечном итоге от этого страдают потребители, то есть граждане России.Владимир Путин, президент РФ

"