Posted 6 марта 2019,, 15:02

Published 6 марта 2019,, 15:02

Modified 17 сентября 2022,, 15:52

Updated 17 сентября 2022,, 15:52

На 7 % меньше субсидий на развитие культуры выделили в России в 2019 году

6 марта 2019, 15:02
При этом самыми щедрыми на творчество оказались власти Ненецкого АО, а не Москвы и Санкт-Петербурга.

Всего на развитие культуры в текущем году направлено 146,88 млрд рублей. Это на 7,21 % ниже прошлогоднего показателя. При этом на нацпроект «Культура» выделено 113,5 млрд рублей на шесть лет, или 18,9 млрд в год. Большая часть средств (80 %) уйдёт на техоснащение и инфраструктуру. На поддержку творческих коллективов предусмотрено только 120 грантов.

Что касается региональной статистики, то самым щедрым на культуру (по итогам 2018 года) оказался Ямало-Ненецкий АО: на духовное развитие одного человека здесь потратили 13 235,8 рубля. А вот Москва и Санкт-Петербург оказались на третьем и пятом местах соответственно: фактическую столицу опередила Магаданская область, культурную – Сахалинская.

Поскупились на развитие культуры Алтайский и Ставропольский края, Нижегородская, Кировская и Новгородская области. Эксперты связывают низкие расходы с небольшим бюджетом этих субъектов. Алтай, например, пережил стихийные бедствия, да и с сельским хозяйством там большие проблемы. Поэтому в культуру в регионе много вкладывать не готовы.

Как же быть энтузиастам, если в регионе денег на культурные проекты не хватает, а обращаться за господдержкой не хочется? Можно посмотреть на американскую модель производства культуры без вмешательства власти. Однако в России такой подход вряд ли применим.

Доходов от собственной деятельности (например, продажа билетов на спектакль) в большинстве случаев у нас ни на что не хватит. Это столичные театры могут требовать за билеты практически любую сумму, а вот какой-нибудь маленький областной театр рад продавать билеты по 290-330 рублей. Про ученические и любительские театры и говорить не приходится. Доходы от инвестиций нашим учреждениям культуры и не снились: для этого надо иметь достаточно свободных средств, а не сидеть на голодном пайке в ожидании, когда выделят деньги на покраску стен. Спонсорская поддержка у нас ещё возможна, если руководители местных крупных предприятий склонны к такому меценатству. Но это всё единичные случаи, на всех не хватит крупных предприятий, тем более что в России у крупных бизнесменов нет необходимости заботиться о своём имидже.Иван Антропов, заместитель директора Института актуальной экономики

То есть выход всё-таки один – госфинансирование с последствиями в виде цензуры и массой других проблем.

Интересно, что на развитие СМИ из федерального бюджета выделили 83 млрд рублей, 68,7 млрд рублей из них – на радио и телевидение. Вложение хорошее, ведь (по данным Роспотребнадзора) в среднем взрослый россиянин тратит 363 минуты в сутки на просмотр телепередач. Вот и получается, что ТВ остаётся для власти «старейшим из искусств», а настоящую культуру энтузиасты вынуждены поднимать за свои деньги, подытоживают «Новые известия».

"