Posted 24 ноября 2017,, 16:19

Published 24 ноября 2017,, 16:19

Modified 17 сентября 2022,, 14:51

Updated 17 сентября 2022,, 14:51

Семейные портреты кисти Владимира Боровиковского впервые привезли в Белгород

24 ноября 2017, 16:19
Выставка «Портрет семьи» из собрания Государственного Русского музея открылась сегодня, 24 ноября, в Белгородском художественном музее.

Экспозиция насчитывает 37 полотен XIX-XX веков. Это работы Владимира Боровиковского, Джорджа Доу, Фомы Торопова, Николая Ге, Кузьмы Петрова-Водкина, Вячеслава Иванова, Андрея Мыльникова и других.

Открывает выставку двойной семейный портрет четы Арбеневых, когда супруги не объединены одним холстом. На двух полотнах: И. Е. Арбенев в мундире лейб-гвардии Измайловского полка и М. И. Арбенева. Вообще раздельные портреты членов семей открывают в России традицию семейных портретов. Это происходит во время реформ Петра I, когда Россия заимствует европейские традиции. Семейный уклад перестаёт быть чем-то сакральным, дворяне и аристократы заказывают портреты как доказательство своего благосостояния. В быту такие работы с изображением супругов могли находиться на разных стенах, но всегда перекликались композицией: жестами, позами или взглядами.

Затем появляются камерные семейные портреты. Таким, к примеру, на выставке является работа кисти Фёдора Толстого.

Толстой пишет свою семью в интерьере, в доме. Здесь художник раскрывает кулисы и показывает свой дом, свою семью. Причём он не только пишет портрет жены, дочерей, но и портрет своего дома. Он был президентом Академии художеств, ему дали квартиру, которую он сам обставил по своему вкусу и своим эскизам, даже мебель он рисовал, а жена вместе со своими сёстрами по образцам античных тканей вышивали ткани и делали обивку. Толстой был поклонником античного искусства, потому на его работе жена изображена, как матрона римская. Алла Селютина заведующая отделом развития и выставочной работы Белгородского художественного музея

Центр сцены в выставочном зале украшает портрет Анны Петровны Ге с детьми (1861-1866). Художник изобразил свою жену, как Мадонну, старшего сына – как Иоанна Крестителя, а младшего – как Иисуса.

Очень тёплый, эмоциональный портрет Ге. Он называл его «Моя Мадонна». Он с семьёй был в Италии, насмотревшись картин эпохи Возрождения, написал свою жену в образе Мадонны. А саму композицию, то есть расположение фигур детей, позаимствовал у великих возрожденческих художников: как будто Мадонна с сыном Иисусом, а Иоанн Креститель – старший сын. Композиционно всё очень хорошо укладывается в библейскую историю. Алла Селютина заведующая отделом развития и выставочной работы Белгородского художественного музея

Также на выставке представлены портреты крестьянских семей.

Мастера, которые работали в этой области, часто вообще не известны. Это замечательная работа неизвестного художника «Сцена в крестьянской семье». Она интересна тем, что здесь, как в учебниках истории, изображён быт крестьянской семьи в подробностях: изба, большое пространство, есть печка, минимум три поколения живут под одной крышей. Нас впускают в семейный мир интересным приёмом: художник незаметно для этих людей снимает стену избы, и они оказываются перед нами, как на сцене, не обращая на нас внимания и занимаясь своими повседневными заботами: бабушка достаёт из печки приготовленную еду, на первом плане курочки, рядом в замечательном креслице, любовно созданном специально для него, сидит младенец. Мужчины за столом трапезничают, рядом молодая крестьянка трогательно пестует ребёночка, тут же девица без головного убора сидит за ткацким станком, пришёл извозчик. Видимо, что-то просит или что-то покупает… Любовь Шакирова куратор выставки, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XXI вв. Государственного Русского музея

В Советском Союзе место семейного портрета занимает картина на семейную тематику, потому что портрет, написанный художником по заказу, считался мещанством, пережитком дореволюционной России, к тому же финансовые возможности не позволяли рядовому гражданину заказать парадный портрет семьи. На смену художественным полотнам приходит более доступная фотография. Передовой сферой жизни граждан Советского Союза становится производство, потому часть экспозиции занимают именно такие работы.

Что касается картины на семейную тематику, то примером одной из таких работ на выставке «Портрет семьи» можно считать полотно Кузьмы Петров-Водкина «Весна». К слову, репродукция этой картины висит на белгородском Арбате.

«Весна» – это картина на семейную тему, на ней изображён трогательный момент ухаживания. В любом случае мужчина и женщина – это вечная тема любви, весны, чувств, в результате которых рождаются семьи, а в них – дети. Алла Селютина заведующая отделом развития и выставочной работы Белгородского художественного музея

Временные рамки экспозиции заканчиваются 1981 годом. Это «Семейный портрет» Андрея Петрова. Работа написана с иронией как подобие постановочной фотографии.

Отдельная часть экспозиции посвящена творческим союзам – художникам и их семьям.

Пройдя выставку от начала до конца, посетитель поймёт, что с изменением общественного понимания семьи меняются и картины: если сначала супруги помещены вообще на раздельных полотнах, то позже художнику не стыдно изображать чувства нежности в семейных парах. Поменяются на полотнах и цвета, и стили написания, и способы изложения.

Сама экспозиция «Портрет семьи» – эта одна из выставок Государственного Русского музея, которая была презентована в 2014 году. Тогда она объединила более 150 экспонатов. Отличались и временные рамки – были представлены и семейные портреты современных художников, но взяты они были из коллекций самих художников, поэтому в Белгород такие работы не приехали, так как не принадлежат фонду Русского музея.

Здесь на выставке получился выразительный концентрат большой экспозиции, на ней можно проследить разные этапы развития жанра семейного портрета, можно увидеть этнографические картины первой половины XIX века, критические жанры середины и второй половины XIX века – картины, которые обращают внимание общества на проблемы семьи, а также советские картины на семейную тему. Любовь Шакирова куратор выставки, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XXI вв. Государственного Русского музея

Это уже вторая выставка в рамках сотрудничества между Белгородским художественным музеем и Государственным Русским музеем. В этот раз экспозицию из Государственного Русского музея привёз благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках культурно-просветительского фестиваля искусств АРТ-ОКНО.

Это продолжение темы, которую мы начали, пять лет назад в этом зале была выставка «В кругу семьи» из собрания Пушкинского музея изобразительных искусств. Тогда мы представляли работы зарубежных авторов – западноевропейская живопись. Сегодня у нас русское искусство. Татьяна Лукьянова директор Белгородского государственного художественного музея

Во время работы выставки организаторы развернут просветительскую программу: лекции, музыкально-искусствоведческие вечера и интерактивные игры.

Семья всегда была для русского человека важнейшей ценностью. В то время, как в других странах семейные ценности препираются, у нас в стране делается очень многое, чтобы базис нашей государственности сохранился. Поэтому через такое художественное осмысление русской семьи, через эти лица и семьи мы в очередной раз вспоминаем историю нашей страны. Константин Курганский начальник управления культуры Белгородской области

Выставка проработает в Белгородском художественном музее до 25 февраля 2018 года.

Фото автора

"