Posted 7 января 2015,, 20:01

Published 7 января 2015,, 20:01

Modified 29 июля 2022,, 13:16

Updated 29 июля 2022,, 13:16

В Белгороде прошла премьера пластического спектакля «Соль» по одноимённому альбому Бориса Гребенщикова

7 января 2015, 20:01
Независимый молодёжный театр «Новая сцена – 2» представил необычный спектакль «Соль», созданный из пластических этюдов.

Театральные этюды – это небольшие истории, которые придуманы режиссёром и актёрами по всем законам композиции, но при этом могут отличаться по содержанию, стилистике и сложности. Коллектив сочинил 10 сюжетов под одноимённый сольный музыкальный альбом Бориса Гребенщикова, который увидел свет 1 ноября 2014 года.

За 55 минут зритель слышит 10 музыкальных композиций, которые звучат в той же очередности, что и в альбоме, только разделены притчами, записанными Борисом Гребенщиковым для своей авторской программы «Аэростат».

Понять, о чём этот спектакль, помогает актриса Наталья Гриценко: «Соль» – это пластика о смыслах. О собственных смыслах каждого человека, которые он находит в музыке, действии, историях, над которыми предлагает задуматься режиссёр. Неслучайно зрителей тянет прожить «Соль» ещё раз – мысли, уносящие куда-то далеко, не всегда дают сосредоточиться на происходящем в аудитории. Это спектакль о смерти как обратной стороне жизни. О том, что жизнь освещена и освящена смертью».

Действо начинается с того, что актёры выносят на сцену обычные лампочки, которые в их руках порхают, как мотыльки. Они ещё не светятся, но уже стремятся к своему источнику энергии – световому патрону. И вот «мотыльки» на месте, свет гаснет, и начинается первая история под композицию «Праздник урожая во дворце труда». В ней поднимается проблема потребительского общества. Товары стремительно появляются на импровизированном конвейере и манят покупателя. Человек желает их приобрести и мгновенно попадает в зависимость от продукции. Поэтому неслучайно конвейер, превратившись в огромную дыру, засасывает героя.

Под песню «Пришёл пить воду» появляется «река», к которой деревья тянутся своими корнями за живительной влагой, но в неё попадает яд, и растения гибнут. Метафорический смысл дополняют лампочки, которые, угасая, символизируют конец жизни деревьев.

В композиции «Губернатор» четыре актрисы (Анастасия Оболенцева, Евгения Скирда, Наталья Гриценко и Дарья Никифорова) играют марионеток под управлением кукловода (Евгений Овчаров). Они оборвали невидимые нити и вырвались на свободу, чтобы свергнуть своего предводителя. В итоге они сами борются за место главы, и одному из них удаётся его занять, а остальные становятся его очередными марионетками. В этой истории показан циклический закон жизни государства.

В этюде «Не было такой» зритель видит, что от предначертанной судьбы не уйти. «Смерть» отделяет от своего длинного красного шарфа небольшие лоскутки, как будто подавая знак людям, у которых они оказываются. Каждый из героев случайно погибает, а «смерть» красной нитью связывает эти истории в одну.

Центральным этюдом является «Любовь во время войны»: девушка влюбляется в своего противника. Современные Ромео и Джульетта решают быть вместе, но боевые товарищи героини, застав пару вместе, вынуждены стрелять в своего врага. По воле рока убиты оба, так как она пыталась спасти его.

В музыкальной истории «Ветка» поднимается проблема зависимости человека от привычного быстрого ритма жизни и своего мобильного телефона. Только горящая лампочка как символ тяги к чему-то неизведанному помогает вырваться из этого круга и объединить людей, у которых такие же горящие лампочки-сердца. «Ветка» – это этюд о единомышленниках, которые дышат одной идеей.

В «Голубином слове» огромные полиэтиленовые полотнища помогают актёрам превратиться в облака, а затем, сидя на небе, ангелы-хранители наблюдают за житейскими передрягами людей. Оберегая наши души от нечистых помыслов, они направляют человека верной дорогой.

Под музыкальную композицию «Если я уйду» в душе женщины разворачивается борьба за жизнь зачатого ребёнка: одна её часть хочет быть матерью и иметь семью, а другая не согласна мириться с изменами мужа.

В этюде «Селфи» успешный музыкальный коллектив добился успеха благодаря бескорыстной поддержке солиста. По тем или иным причинам музыканты заканчивают жизнь самоубийством, и солист снова остаётся наедине со своей музыкой.

В финальной истории StellaMaris актёры превращаются в гусениц, которые закутываются в коконы из пакетов и вылетают оттуда светящимися мотыльками, стремящимися скорее познать мир вокруг.

«Для общения между собой человечество придумало сотни языков, но, как оказалось, это число далеко не исчерпано. И сие начинаешь понимать с первых аккордов, погружающих тебя в свеженький «солевой» раствор «Новой сцены – 2». Предлагаемый новоязык, может быть, не всегда прост для понимания. Но этот язык магическим образом зав(м)ораживает зрителя, сидящего практически на сцене. И, надо вам заметить, интрига при этом глубокомысленном погружении в доселе неведомый музыкально-пластический язык растёт от притчи к притче», – такой отзыв оставил на странице театра один из зрителей.

Повторно театр будет показывать «Соль» 11 января в Белгородском центре народного творчества. Записаться на спектакль можно на странице «Новой сцены – 2».

Ксения Воронова

Фото Александра Михайлова

"